Квинт Септимий Тертуллиан ( 155 (65?) - 220 (40?) гг. н.э.)

 

ЖИЗНЬ И ТВОРЕНИЯ

Квинт Септимий Флорент Тертуллиан один из наиболее выдающихся ранних христианских писателей и богословов, оставил после себя около 40 трактатов, 31 из которых сохранился. Он прожил бурную жизнь: родившись в Карфагене в семье проконсульского центуриона, он перебрался в Рим, где вел необременительную жизнь богатого бездельника, изучая риторику и философию. Затем Тертуллиан переключился на право и стал адвокатом - и, вероятно, известным; о некоем адвокате Тертуллиане упоминают даже "Дигесты" Юстиниана, сложенный в VI веке классический кодекс римского права. Вероятно, тогда же выковался стиль, позднее перекочевавший в его трактаты. Обратившись в христианство в возрасте около 35 лет, Тертуллиан стал священником и защищал свою новую веру так же, как некогда своих клиентов в суде - обстоятельно, напористо и задиристо. Спустя десятилетие Тертуллиан ушел к малоазийским сектантам-монтанистам, напоминавших современных харизматов - аскетам и мистикам, презиравшим плоть, ждавшим скорого конца света, поклонявшимся своим "пророкам" и искавшим прямой одержимости святым духом, чтобы "говорить на языках" (на практике, это означает невнятные глоссалалии), исцелять и обретать иные сверхъестественные способности. Но Тертуллиану и этого было мало - он ушел и от монтанистов и основал собственную секту, просуществовавшую не менее ста лет после его смерти.
Блаженный Иероним, написавший его биографию, назвал его "ardens vir" - "муж неистовый", и этот внутренний огонь, гнавший Тертуллиана всю жизнь от веры к вере и от группы к группе, прекрасно чувствуется в его сочинениях. Тертуллиан - боец, его сочинения агрессивны. Он не академичен. В его трактатах всегда слышено, как автор обращается к собеседнику - воображаемому или реальному, парирует его доводы, и строит встречную систему взглядов против ожидаемых атак. Он всегда ищет не победы по очкам, а капитуляции противника - и мало какой аргумент может выстоять его атаку.
В число отцов Церкви Тертуллиан из-за своего отступничества не попал, но его заслуги перед Церковью безмерны. Сочинения того периода, когда он еще был с Церковью, до сих пор составляют ее золотой фонд.
В истории Тертуллиан остался своей знаменитой фразой "credo quia absurdim est"- "Верую, ибо абсурдно". Это, строго говоря, не вполне точная цитата из его трактата "О плоти Христа", где он полемизирует с гностиком Маркионом, но она превосходно схватывает самую суть веры. Вера существует не благодаря, а вопреки доказательствам. Если нечто может быть доказано, то это уже не предмет веры. Вера требует усилия поверить именно в Невозможное, Немыслимое и Непостижимое - без этого прорыва за пределы обыденности разума и сознания Бога не постичь. "И я, презрев стыд, счастливо бесстыден и спасительно глуп, - пишет Тертуллиан (De Carne Christi, 5) - Сын Божий распят - это не стыдно, ибо достойно стыда; и умер Сын Божий - это совершенно достоверно, ибо нелепо; и погребенный, воскрес - это несомненно, ибо невозможно." Это не полемический запал - это позиция, краеугольный камень христианских убеждений. Верить в доказанное и показанное - мало чести. Настоящая Вера начинается именно там, где кончаются опыт и доказательства. Вера всегда - не БЛАГОДАРЯ, а ВОПРЕКИ. "Ты поверил в Меня, потому что увидел - Блаженны невидевшие и уверовавшие" (Евангелие от Иоанна, 20:29).

 

Возврат:    [начальная страница]   [список авторов]


Все содержание (C) Copyright РХГА