«...
Покажи мне твоего человека, и я покажу тебе моего Бога...»
(св. Феофил Автиохииский).
Тертуллиан
Cледует заметить,
что из четырех антропологических трактатов его «De censu animae»,
«De testimonio animae», «De anima» и «De resurrectione carnis» только
три последних сохранились.
Антропологические
воззрения этого христианского писателя будут поэтому разобраны
поверхностно, чтобы только ими оттенить общую линию развития церковной
мысли. В главном Тертуллиан искал и дал ответ на следующие вопросы
психологии и антропологии: 1. о природе души, 2. о происхождении
души и 3. о назначении человека.
1. Природа
души. Исходя из повествования книги Бытия, Тертуллиан определяет
душу, как дыхание Божие, «Dei flatus». Ho какова природа души,
точнее абсолютно-ли она духовна или имеет, хотя бы некую оболочку.
Тертуллиан отвечает не вполне ясно. Он восстает против материалистического
взгляда некоторых древних философов, но и не приемлет безусловного
спиритуализма Платона и Аристотеля. Он считает, что душа вообще
не может входить в эти категории одушевленности и неодушевленности
Все же он не обинуется сказать, что душа есть «corpus sui generis»401.
Душа имеет невидимое тело402. Не следует вообще забывать, что
для Тертуллиана и «Deus corpus est». Душа имеет свой облик (habitus,
effigies), границу (terminus) три измерения. Согласно авторитету
Св. Писания души видимы (Откровение VI, 9; Лук. XVI, 23). Это
второе свидетельство Писания служило не одному Тертуллиану для
подтверждения относительной телесности души. Св. Ириней Лионский403,
а за ним св. Григорий Нисский404 говорили, ссылаясь на притчу
о богатом и Лазаре об отличительных признаках души, как бы о каких-то
отпечатках на них их телесной оболочки. Св. Григорий Нисский был,
вероятно под влиянием Оригена, учившего о том же. Но мнение Тертуллиана
об облике души, об ее относительной телесности и даже о трех ее
измерениях навеяно древней философией, частнее Аполлодором405.
Но все это
не мешает Тертуллиану утверждать простоту души по существу и ее
неделимость, при множественности ее энергий406. В этом он следует
за Платоном, для которого душа, «божественна, бессмертна, разумна,
однообразна и неделима» в отличие от тела «человеческого, смертного,
неразумного, многообразного и разделимого»407. Однообразие это
философ понимает, как «в себе и по себе»408. «Божественное чисто
и однообразно»409.
2. Происхождение
души. В этом вопросе Тертуллиан единственный из христианских писателей,
кто стал на точку зрения традуционизма410. Он отвергает «баснословие
Платона» о предсуществовании души, столь легко воспринятое Оригеном.
Мнение о том, что душа творится только в самый момент рождения,
отвергается Тертуллианом ссылками на примеры из Св. Писания: Иеремия
1, 5, близнецы во чреве Ревекки, Иоанн Предтеча во чреве Елисаветы
и Сам Спаситель во чреве Богоматери. Душа, ее изменения и развитие
связано с ростом тела.
3. Назначение
человека. Смерть есть последствие греха. Судьбу человека по смерти
Тертуллиан понимает отлично от языческой философии. В ад сходят
не некоторые души, а все без различия411. Христос Спаситель сошел
в «преисподняя земли», чтобы проповедать «находящимся в темнице
душам». Тертуллиан применял к аду слова Матф. V, 26 о темнице,
из которой душа не выйдет, пока не воздаст последнего кодранта.
Из этого католические исследователи хотят сделать такой вывод,
что Тертуллиан уже учил о чистилище, не употребляя, впрочем, самого
выражения412.
Тертуллиан
часто говорил о воскресении плоти и написал специальный трактат
под этим заглавием. Он ищет доказательства воскресению и в достоинстве
плоти, и в божественном всемогуществе, и в примерах из жизни природы,
и в требованиях, проистекающих из божественного правосудия. В
трактате «О воскресении плоти» он объясняет, что текст ап. Павла
(1 Кор. XV, 50) «яко плоть и кровь царствия Божия наследити не
могут», надо понимать не в смысле состава человека, из плоти и
крови, противоположных душе, а в смысле тяготения его к земным
привычкам и наклонностям греха.
Он учит не
об уничтожении (perditio) тела, а об его изменении (demutatio)
o преображении сущности, а не об истреблении413. «Плоть воскреснет,
не только вся плоть, но та же самая, и во всей своей целости...
Душа имеет своих ближних, свое убранство, свою прислугу: это плоть.
Стало быть, плоть будет сопровождать душу, как молочная ее сестра»...414.
«Плоть есть невеста, или, точнее, супруга, сопряженная кровию
с Иисусом Христом... О, душа, - заканчивает Тертуллиан, - не завидуй
плоти. Нет ближнего которого бы ты должна была более любить после
Господа»415. Так писал Тертуллиан, будучи, впрочем в то время
уже на половину монтанистом.
ПРИМЕЧАНИЯ
401 «De anim.»,
cap. 8; «Contra Prax.», cap. 7.
402 «De carne
Christi», cap. 11.
403 «Advers.
haeres.», II, XXXIV, 1.- MPGr. t. 7, col. 834-836.
404 «De opificio
hominis», cap. 27.
405 Diogen.
Laerc. 7, 1, 35.
406 «De anim»,
cap. 14.
407 «Phedon»,
80 a. edit. «Les Belles Lettres», p. 39.
408 ibid.
78 d.- p. 36.
409 ibid.
83 d.- p. 46.
410 «De anim.»,
cap. 26; 27.
411 «De anim.»
cap. 58.
412 Ales,
«La theologie de Tertullian», Paris, pp. 133; 137.
413 «De ressurrectione
carnis», cap. 54.
414 ibid.
cap, 63.
415 ibid.
|