|
Бенедикт
Спиноза (1632 - 1677)
| |
Спиноза Бенедикт(Барух)(1632-1677) - один из лидеров новоевропейской философии, представивший уникальный вариант синтеза рационализма и пантеизма. Родившись в Амстердаме в семье купца, принадлежащего к еврейской общине, Спиноза оригинально использовал многие установки еврейского мистицизма(прежде всего Маймонида) в своей философии., за что был в 1656 г. подвергнут руководителями этой еврейской общины "великому отлучению"(херем). Подвергшись гонениям, Спиноза был вынужден часто странствовать, живя то в деревне, то в Рейнсбурге, поместье Гааги, где, работая одновременно шлифовщиком лиз, и создал свои основные произведения. Спиноза стремился к созданию целостной картины природы, для чего стремился преодолеть декартовский дуализм res cogitans и res extensa, поставив на ее место единую, самодостаточную, вечную и бесконечную субстанцию. Эта субстанция понималась в пантеистическом духе как единство Бога и природы, в разных модусах проявляясь и осуществляясь в разнообразных формах сущего. Атрибуты суть характеристики субстанции, их в принципе бесконечное количество, но человеческом ууму открыты только два - протяжение и мышление. Сознание в этом понимании не противостоит материи - в "Этике", главном своем философском произведении, Спиноза будет утверждать тождество порядка идей и вещей. Абсолютизируя пантеистические установки Спиноза приходит к тотальному и всеобщему детерминизму и фатализму, имеющему не трансцендентную, а имманентную основу. Недаром Спиноза был склонен видеть в мире математическую систему, а свою "Этику" доказывает геометрическим способом. Мистический пантеизм Спинозы построен по принципу замкнутого кругом, в котором единая божественная субстанция познает и раскрывает саму себя. Руководствуясь принципом Amor Dei intellectualis, человек призван у Спинозы раскрыть в себе эту субстанцию и, сознательно проявив ее, раствориться в ней. Д.Ю.
Дорофеев. |
Все
содержание (C) Copyright РХГА