о.Георгий
(Чистяков) Тема смерти в античности и cредневековье
"Щит
лопнул, разлетелся на куски..."
Что
такое Средневековье?
Осталось ли от этой эпохи что-нибудь, без чего трудно себе представить
внутренний мир современного человека? Готические соборы - Шартрский,
Реймский, Кельнский, Нотр-Дам. Только ли крестовыми походами и рыцарскими
турнирами ценны так называемые "темные века" (Dark Ages)?
Иногда
кажется, что культура Средневековья сегодня уже не интересна никому,
кроме специалистов. Суеверия, вера в предзнаменования и заклинания,
фетишизм... Сегодня это может заинтересовать только тех, кто не умеет
и не хочет читать и думать.
Средневековье,
действительно, отличается особым отношением к вещи. Любимые предметы
есть у нас и сегодня, но тогда у них были имена, а люди относились к
ним как к живым. В "Песни о Роланде" описывается, как Роланд
разговаривает со своим мечом, у которого есть имя - Дюрандаль; рог носит
имя Олифан; меч Оливье - Альтеклер и так далее. Что о святых, то почитаются
не столько сами они, сколько мощи. Известно, например, что один подвижник,
решивший перебраться на новое место, был убит жителями близлежащего
города, которые не могли допустить и мысли о том, что лишатся его мощей,
наличие которых почти автоматически обеспечивало их городу минимум безопасности
и благополучия.
Возможно,
потому что высокий новозаветный рассказ о страданиях и смерти Иисуса
звучал на непонятной латыни, он и не был вполне усвоен Средневековьем.
Но буквальность Евангелия - "Един от воин копием ребра ему прободе,
и абие изыде кровь и вода" - воплощается в культе святого Грааля,
чаши, в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь из язв на теле Иисуса.
Приходится
признать, что кроме того, что было сделано в узком кругу церковных интеллектуалов,
вроде Ансельма Кентерберийского, святого Бернарда Клервоского или Абеляра,
ничто другое в средневековой культуре сегодня не трогает нас.
И
все-таки именно в Средние века человечество сделало одно из самых больших
открытий. Именно в это время рождается принципиально новое отношение
к смерти. И евреями Ветхого Завета, и греками, и римлянами смерть воспринималась
как уход в небытие, как провал в вечную тьму. Смерть отнимает у человека
античного мира тот свет, что радует его в течение краткой жизни, она
наступает, говорит Катулл, nox perpetua - как вечная ночь, царство сна,
от которого ты уже никогда не очнешься. Смерть настолько черна, темна,
страшна, печальна и кровава (именно так определяет ее Гомер), что о
ней и говорить нежелательно, и вспоминать страшно. О смерти лучше просто
не думать.
По
этой причине в античной литературе тема умирающего практически отсутствует.
Смерть всегда описывается как бы со стороны, откуда-то издалека. Так,
в "Илиаде" достаточно подробно изображается смерть Офрионея
(XIII,370): Идоменей направляет на него копье с такой силой, что не
спасает медная броня. "С шумом он грянулся в прах", - вот,
в сущности, то единственное, что в этом рассказе касается смерти героя.
Победитель гордо кричит и затем - "за ногу тело повлек сквозь кипящую
сечу". На этом все и заканчивается. Еще меньше говорится у Гомера
о том, как умирают главные герои "Илиады" - Патрокл и Гектор.
Подробнейшим образом описывается все, что происходит потом с телами
умерших, но сама смерть остается за кадром.
Причем
это характерно не только для Гомера. Платон в "Федоне", описав
предсмертную встречу Сократа с учениками, - замолкает. О дальнейшем
мы знаем очень мало: Сократ, еще живой, отворачивается от всех и как
будто исчезает.
На
закате античной истории Плутарх описывает смерть Катона Младшего: приняв
решение покончить с собой, Катон читает платоновского "Федона",
ищет меч, который спрятал от него сын, а друзья не в силах сдержать
слез. Наконец уже на заре, сумев удалить их на несколько минут, Катон
вонзает меч в живот и падает с кровати. На шум прибегают друзья. Видят,
что умирающий лежит в луже крови с вывалившимися внутренностями, но
еще жив; врач пытается ему помочь, но, придя в себя, Катон отталкивает
врача, разрывает зашитую рану и умирает. Картина эта опять-таки нарисована
словно издалека. Что думает, что переживает Катон? Об этом - ни слова.
Читатель видит свиток в его руках, меч, наконец, самого Катона, плавающего
в луже крови.
Кое-что
о психологии умирающего грека нам все-таки известно. Смертельно раненый
Сарпедон скрипит зубами, раздирая пальцами окровавленную землю, и затем,
словно бык, околевает со свирепым ревом. У Гомера в душе умирающего
всегда закипает какая-то особенная злоба.
В
"Илиаде" Гектор, сбираясь на бой с Ахиллом - его убьют, -
сравнивается со змием, который, извиваясь, подкарауливает человека у
пещеры - "трав ядовитых нажравшись и черной наполняся злобой".
Патрокл, умирая, проклинает Гектора, предрекает ему скорую смерть. Сам
Гектор, смертельно раненный Ахиллом, тоже умирает с проклятьями на устах.
Позже злоба сменяется оцепенением - и тогда человек даже не умирает,
а, скорее, исчезает - на поле боя остается труп; уже не человек, но
вещь.
Нечто
подобное происходит и со средневековым рыцарем. Герои "Песни о
Роланде" расправляются с маврами так же безжалостно, как у Гомера
убивают друг друга греки и троянцы. Более того, бароны Карла Великого
воюют с язычниками и именно поэтому со своими врагами ведут себя как-то
особенно жестоко, ибо им кажется, что, очищая землю от язычников, они
делают благое дело.
Зная
заповедь "не убий", они не относят ее к язычникам. Жерен убивает
Мальпримиса из Бригаля: "Щит лопнул, разлетелся на куски. Конец
копья через доспех проник". Мальпримис падает, и сразу же "душой
его завладевает сатана".
С
таким же отношением к смерти язычника можно встретиться и в "Повести
временных лет". Князь Глеб в Новгороде спрашивает у волхва, знает
ли тот, что с ним будет сегодня. Волхв едва успевает ответить: "Великие
чудеса сотворю"; князь тут же вынимает топор и разрубает им волхва.
"Так погиб он телом, а душою предался диаволу", - заключает
свой рассказ летописец.
Не
отличается от остальных героев "Песни о Роланде" и Оливье.
Он, поняв, что умирает, стремится в последние минуты жизни поразить
как можно больше сарацинов: "Крошит он врага и валит мертвеца на
мертвеца". Затем Оливье зовет Роланда, но не на помощь, а с тем,
чтобы он, именно как друг, побыл с ним в смертный час. Однако Оливье
настолько возбужден, что и приблизившегося к нему Роланда принимает
за врага и пытается убить. Тут все изменяется буквально в одно мгновенье:
поняв, что он кинулся на друга, Оливье начинает плакать и, с любовью
простившись с Роландом, "наземь лег он, в грехах, свершенных им,
признался Богу". Сложив для молитвы руки и подняв их к небу, "он
дрогнул и на траве во весь свой рост простерся; скончался граф и душу
Богу отдал". Далее описывается, как Роланд плачет над телом друга.
Но битва продолжается. Турпин видит, что Роланду плохо, и спускается
к ручью, чтобы дать ему напиться, хотя сам умирает и поэтому "стоит
каждый шаг ему труда". Умирая, "покаялся в грехах свершенных
он и обе руки к небесам простер, моля, чтоб в рай впустил его Господь".
Последним
умирает Роланд - тоже с молитвой: "Да ниспошлет прощение мне Бог,
мне, кто грешил и в малом и в большом со дня, когда я был на свет рожден,
по этот, для меня последний, бой".
Смерть
в невероятно жестокой "Песни о Роланде" совершенно неожиданно
начинает толковаться как просветление. Умирающий Роланд лежит под сосной,
плачет как ребенок и молится, вспоминая о милой Франции и о близких.
Он уже не рыцарь, никого не щадивший в боях, но человек, неожиданно
услышавший призыв Христа: "Если не обратитесь и не будете как дети,
не войдете в Царство Небесное" (Мф 18:3). И смерть - не nox perpetua,
а прикосновение к вечному свету - lux perpetua, - который, как об этом
говорится в латинской молитве, "сияет усопшим".
Французский
медиевист Филипп Ариэс считал, что в Средние века дети воспринимались
как уменьшенного размера взрослые: их одевали в одежду взрослых и во
всем заставляли повторять и копировать поведение родителей. Психология
ребенка до какого-то момента истории была человеку непонятна. Если Ариэс
прав, то в "Песни о Роланде" впервые в истории европейской
цивилизации осознается, что детскость есть христианская добродетель.
Умирая, человек не исходит злобой, как это случалось с гомеровскими
героями, не замыкается в себе, как Сократ или Катон, но обращается к
Богу, как ребенок, и плачет не от досады, а по-детски.
Я
берусь утверждать, что именно во времена "Песни о Роланде"
античность сменяется Средневековьем и у людей появляется надежда из
"крещеных язычников" стать христианами.