Зиммель Георг (1858-1918)

назад

Зиммель Георг (1858-1918)—один из наиболее ярких представителей немецкой философии жизни, философии культуры и социологии. Родился в Берлине,учился в Берлинском университете, где в 1881 г. получил докторскую степень по философии за диссертацию о Канте(позже он выпустит книгу о Канте на основе лекциий, ппрочитанных им в Берлинском университете). В 1914 г., после 30 лет успешной и даже выдающейся научной и преподавательской деятельности, З. Получил должность ординарного профессора в Страсбурге.

 Основным трудом по философии жизни у З. является трактат «созерцание жизни.Четыре метафизические главы». В нем жизнь понимается как процесс постоянного творческого становления, основанного на непрестанном самопреоллдолении собственных границ. Устремляясь к запредельному, жизнь выходит за рамки своей конечности—перед нами разработка диалектики трансцендентного и имманентного, в котором последнее имманентизируется, оставаясь вечным маяком, фундирующим жизненно-экстатические устремления жизни. Поэтому З. характеризует жизнь как «более-чем-жизнь». Подобная диалектика, основанная на таких понятиях, как конечность, экстатичность, временность, в дальнейшем будет активно разрабатываться М. Хайдеггером.

 Переживания жизни объективируются в многообразных формах культуры. Интерес З. к философии культуры выражался прежде всего в его особом интересе к великим персонажам европейской культуры—он написал книги о Ницше, Рембрандте, Гете и др. Жизнь является энергийным потоком, но она нуждается в определенной форме, в которой, однако, этот поток застывает и коченеет. Это извечное противоречие между творческой жизненной пульсацией и культурными формами объективированности З. выражает в своем учение о «трагедии творчества».

 В своих работах по социологии З. выступает основоположником т.н. формальной социологии, занимающейся изучением форм социального взаимодействия людей. Само социальное понимается З. как совокупность межиндивидуальных отношений. В работе «Проблемы социологии» З. исследует социальную дифференциацию. Большое значение в своих социологических трудах он уделяет проблемам денег, труда,, общения(у него есть работы «Философия денег», «Философия труда», «Общение», «Человек как враг»). З. также создает свою оригинальную социологию религии, в которой социологический анализ используется наряду с культурологическим.

 

Дорофеев Д.Ю.

 

Возврат:    [начальная страница]   [список авторов]


Все содержание (C) Copyright РХГА