Зиммель
Георг (1858-1918)—один
из наиболее ярких представителей немецкой философии жизни, философии культуры
и социологии. Родился в Берлине,учился в Берлинском
университете, где в 1881 г. получил докторскую степень по философии за диссертацию
о Канте(позже он выпустит книгу о Канте на основе лекциий, ппрочитанных им в Берлинском
университете). В 1914 г., после 30 лет успешной и даже выдающейся научной и преподавательской
деятельности, З. Получил должность ординарного профессора в Страсбурге. Основным трудом по философии жизни у З. является
трактат «созерцание жизни.Четыре метафизические главы».
В нем жизнь понимается как процесс постоянного творческого становления, основанного
на непрестанном самопреоллдолении собственных границ.
Устремляясь к запредельному, жизнь выходит за рамки своей конечности—перед нами
разработка диалектики трансцендентного и имманентного, в котором последнее имманентизируется,
оставаясь вечным маяком, фундирующим жизненно-экстатические устремления жизни.
Поэтому З. характеризует жизнь как «более-чем-жизнь».
Подобная диалектика, основанная на таких понятиях, как конечность, экстатичность,
временность, в дальнейшем будет активно разрабатываться М. Хайдеггером. Переживания жизни объективируются в многообразных
формах культуры. Интерес З. к философии культуры выражался прежде всего в его
особом интересе к великим персонажам европейской культуры—он написал книги о Ницше,
Рембрандте, Гете и др. Жизнь является энергийным потоком, но она нуждается в определенной форме,
в которой, однако, этот поток застывает и коченеет. Это извечное противоречие
между творческой жизненной пульсацией и культурными формами объективированности
З. выражает в своем учение о «трагедии творчества». В своих работах по социологии З. выступает основоположником
т.н. формальной социологии, занимающейся изучением форм социального взаимодействия
людей. Само социальное понимается З. как совокупность межиндивидуальных
отношений. В работе «Проблемы социологии» З. исследует социальную дифференциацию.
Большое значение в своих социологических трудах он уделяет проблемам денег, труда,,
общения(у него есть работы «Философия денег», «Философия труда», «Общение», «Человек
как враг»). З. также создает свою оригинальную социологию религии, в которой социологический
анализ используется наряду с культурологическим. Дорофеев Д.Ю.
|