Карл Юнг (1875-1961)
 

ЮНГ (Jung) Карл Густав (1875-1961) - швейц. психиатр, психолог, культуролог, основатель аналитич. психологии. С 1906 - последователь психоанализа Фрейда, от к-рого впосл. отошел под влиянием углубляющихся разногласий по теоретич. вопросам: Ю. подверг критике пансексуализм концепции Фрейда и трактовку им природы бессознательного. Окончат. разрыв отношений между ними произошел в 1913.
Ю. предложил свою, более широкую, чем у Фрейда, трактовку либидо как потока витально-психич. энергии, образующей осн. как сознат., так и бессознат. жизни человека. Более широко, чем Фрейд, он понимал и сферу бессознательного психического, в к-рое он включал не только личное (индивидуальное) бессознательное, образующееся в результате вытеснения части нашей душевной жизни за порог сознания, но также коллективное бессознательное. Ю. читал, что сфера бессознательного - реальность (система), по своей широте, глубине и значимости для людей вполне сопоставимая с т.н. объективной реальностью. Коллективное бессознательное, по мнению Ю., в опред. смысле первично по отн. к личному бессознательному, имеет надличную, сверхиндивидуальную, всеобщ. природу. Его содержанием являются т.н. архетипы - образы, "содержат. схемы" коллективного бессознательного, к-рые хотя и недоступны непосредств. восприятию, все же осознаются "боковым зрением" через их "визуализацию" в сновидениях, в опыте пророков-визионеров, в мифах и сказках. Архетипы Ю., выполняющие в его системе функции и фундамент. структур психики, и первооснов мира, напоминают в опред. степени идеи Платона. Как считает Ю. - -мифы - это выражение и рационализация типовых проявлений глубинной сути души любого человека - как "дикаря", так и "цивилизованного". Архетипы, находящие свою интерпретацию в мифах, - глубинная осн. не только индивидуальной, но и обществ. жизни людей. Они задают "эмоционально-рациональный каркас", "схему", по к-рой люди проживают как свою личную, так и обществ. жизнь, или, по крайней мере, воспринимают свою жизнь и жизнь об-ва.
Естеств. образом архетипы образуют глубинную осн. всех религий, каждая из к-рых изначально содержит нек-рое сокровенное знание, коренящееся в глубинах бессознат. жизни и порождающее вечные величеств. образы: "Сотворение мира", "Грехопадение", "Изгнание из Рая" и т.п. Создаются эти образы из материала видионер. опыта пророков, откровений, представляющих собой изначальный архетипически-фундаментальный опыт Боговосприятия. Можно сказать, что пророк-визионер - это чуткий талантливый "зритель на театре коллективного бессознательного", одним из первых уразумевающий смысл разыгрываемой "пьесы". Дальнейшее развитие религий осуществляется путем обличения визионер. опыта пророков в догматич. формулы, в какой-то степени кристаллизующие изначальный бессознат. материал душевной жизни, а также путем ритуализации религ. действ. Ю. считает, что ритуалы и догматы путем кодификации и рационализации коллективного бессознательного сакрализуют духовную и обыд. жизнь людей, что позволяет свести к минимуму опасности, угрожающие нам со стороны неконтролируемого бессознательного. Десакрализация духовной жизни, замена символов священного чисто интеллектуальными конструкциями, характерная для нашего времени, по мнению Ю., - одна из гл. причин разнообразных маний и фобий, неврозов и психозов совр. людей: деритуализированное и дедогматизированное бессознательное захлестывает душу совр. человека и топит ее в пучине психич. отклонений вплоть до безумия. Ю. убежден, что его учение, предлагая индивидуальному сознанию адекватное истолкование архетипич. символики, так или иначе проявляющейся в нем, способствует его адаптации к реальности путем ассимиляции содержания как личного, так и коллективного бессознательного, преодолению невротич. симптомов и, в конечном счете, достижению личностной целостности и неповторимости.
Широко известна и принята в совр. психологии предложенная Ю. типология характеров, в осн. к-рой лежат два параметра: 1) доминирующая функция психики (мышление, чувство, интуиция, ощущение); 2) доминирующая направленность на внеш. или внутр. мир (экстраверсия, интроверсия). Идеи Ю. оказали и продолжают оказывать значит. влияние на совр. культурологию, психологию, эстетику, лит-худож. критику и худож. лит-ру.


Возврат:    [начальная страница]   [список авторов]


Все содержание (C) Copyright РХГА