|
ЮНГ (Jung) Карл Густав
(1875-1961) - швейц. психиатр, психолог, культуролог, основатель аналитич.
психологии. С 1906 - последователь психоанализа Фрейда, от к-рого впосл.
отошел под влиянием углубляющихся разногласий по теоретич. вопросам:
Ю. подверг критике пансексуализм концепции Фрейда и трактовку им природы
бессознательного. Окончат. разрыв отношений между ними произошел в 1913.
Ю. предложил свою, более широкую, чем у Фрейда, трактовку либидо как
потока витально-психич. энергии, образующей осн. как сознат., так и
бессознат. жизни человека. Более широко, чем Фрейд, он понимал и сферу
бессознательного психического, в к-рое он включал не только личное (индивидуальное)
бессознательное, образующееся в результате вытеснения части нашей душевной
жизни за порог сознания, но также коллективное бессознательное. Ю. читал,
что сфера бессознательного - реальность (система), по своей широте,
глубине и значимости для людей вполне сопоставимая с т.н. объективной
реальностью. Коллективное бессознательное, по мнению Ю., в опред. смысле
первично по отн. к личному бессознательному, имеет надличную, сверхиндивидуальную,
всеобщ. природу. Его содержанием являются т.н. архетипы - образы, "содержат.
схемы" коллективного бессознательного, к-рые хотя и недоступны
непосредств. восприятию, все же осознаются "боковым зрением"
через их "визуализацию" в сновидениях, в опыте пророков-визионеров,
в мифах и сказках. Архетипы Ю., выполняющие в его системе функции и
фундамент. структур психики, и первооснов мира, напоминают в опред.
степени идеи Платона. Как считает Ю. - -мифы - это выражение и рационализация
типовых проявлений глубинной сути души любого человека - как "дикаря",
так и "цивилизованного". Архетипы, находящие свою интерпретацию
в мифах, - глубинная осн. не только индивидуальной, но и обществ. жизни
людей. Они задают "эмоционально-рациональный каркас", "схему",
по к-рой люди проживают как свою личную, так и обществ. жизнь, или,
по крайней мере, воспринимают свою жизнь и жизнь об-ва.
Естеств. образом архетипы образуют глубинную осн. всех религий, каждая
из к-рых изначально содержит нек-рое сокровенное знание, коренящееся
в глубинах бессознат. жизни и порождающее вечные величеств. образы:
"Сотворение мира", "Грехопадение", "Изгнание
из Рая" и т.п. Создаются эти образы из материала видионер. опыта
пророков, откровений, представляющих собой изначальный архетипически-фундаментальный
опыт Боговосприятия. Можно сказать, что пророк-визионер - это чуткий
талантливый "зритель на театре коллективного бессознательного",
одним из первых уразумевающий смысл разыгрываемой "пьесы".
Дальнейшее развитие религий осуществляется путем обличения визионер.
опыта пророков в догматич. формулы, в какой-то степени кристаллизующие
изначальный бессознат. материал душевной жизни, а также путем ритуализации
религ. действ. Ю. считает, что ритуалы и догматы путем кодификации и
рационализации коллективного бессознательного сакрализуют духовную и
обыд. жизнь людей, что позволяет свести к минимуму опасности, угрожающие
нам со стороны неконтролируемого бессознательного. Десакрализация духовной
жизни, замена символов священного чисто интеллектуальными конструкциями,
характерная для нашего времени, по мнению Ю., - одна из гл. причин разнообразных
маний и фобий, неврозов и психозов совр. людей: деритуализированное
и дедогматизированное бессознательное захлестывает душу совр. человека
и топит ее в пучине психич. отклонений вплоть до безумия. Ю. убежден,
что его учение, предлагая индивидуальному сознанию адекватное истолкование
архетипич. символики, так или иначе проявляющейся в нем, способствует
его адаптации к реальности путем ассимиляции содержания как личного,
так и коллективного бессознательного, преодолению невротич. симптомов
и, в конечном счете, достижению личностной целостности и неповторимости.
Широко известна и принята в совр. психологии предложенная Ю. типология
характеров, в осн. к-рой лежат два параметра: 1) доминирующая функция
психики (мышление, чувство, интуиция, ощущение); 2) доминирующая направленность
на внеш. или внутр. мир (экстраверсия, интроверсия). Идеи Ю. оказали
и продолжают оказывать значит. влияние на совр. культурологию, психологию,
эстетику, лит-худож. критику и худож. лит-ру.
|