|
жизнь и творчество
Юм Дэвид (1711-1776)
- шотландский философ, скептик и агностик, предтеча кантианства, позитивизма
и последовательного атеизма. Родился в Эдинбурге в небогатой дворянской
семье, учился в Эдинбургском университете, затем во Франции, в Ла-Флеш.
Не будучи признанным в академических кругах в силу своих антиклерикальных
взглядов, Юм добился определенных успехов на дипломатической службе.
Достаточно тесно общался с интеллектуальной элитой своего времени Ф.
Хатчесоном, А. Смитом, Гельвецием, Дидро, Руссо, Д'Аламбером. Основные
сочинения: "Трактат о человеческой природе" (в особенности
первая его часть - "Исследование о человеческом разуме"),
"Естественная история религии", "Диалоги о естественной
религии", "История Великобритании".
Место Юма в круге идей новоевропейской философии своеобразно. С одной
стороны, он полностью пребывает в интеллектуальном горизонте эпохи Просвещения,
с другой, - основные идеи Нового времени, а именно: субстанция, разум,
индивид, фактически редуцируются скептической критикой Юма до уровня
бездоказательных алогичных феноменов.
Методологически Юм примыкает к традиции эмпиризма: источник познания
-чувственный опыт; нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах.
Однако, в отличие от своего непосредственного предшественника в развитии
эмпирической гносеологии Дж.Беркли, который довел эмпиризм до его логического
конца - субъективного идеализма, Юм перешагивает за логическую грань,
редуцируя познание к внелогическим основаниям. Философию Юма нельзя
назвать субъективным идеализмом, поскольку в ней исчезает не только
материальная субстанция, но и духовная, познающий субъект - человеческий
индивид.
Осью скептицизма Юма является дезавуирование базисной категории новоевропейской
философии - понятия субстанции. Принимая за аксиому эмпирическую редукцию
идей к чувствам-"впечатлениям", Юм аргументирует недоказуемость
причинно-следственных связей в этой системе координат: человек видит
лишь последовательность событий в пространстве и времени, отношение
же причины-действия приписывается им цепи событий. Основанием этой операции
внедрения причинно-следственного ratio в совокупность событий (впечатлений)
являются внелогические инстинкты человеческой психики. Во-первых, привычка
(в горизонте нашего ограниченного опыта так бывало всегда); во-вторых,
вера, расширяющая ограниченность опыта до бесконечности (так будет всегда).
Юм говорит в данном случае о естественной вере (belief), отличая ее
от веры религиозной (faith).
Как следствие, безосновательным оказывается понятие причины всех причин
и самопричины - субстанции. По Юму, нет не только субстанциальной материи,
которую превратил в поток ощущений еще Беркли. Нет и духовной субстанции.
Во-первых, нет Бога (по крайней мере, в системе агностической философии
нельзя утверждать, что Бог является духовной субстанцией). Во-вторых,
и это главное, в "пучок перцепции" превращается краеугольный
камень гуманизма в целом в новоевропейской философии от картезианского
cogito до лейбницевой монады - мыслящее человеческое Я. "Дух -
нечто вроде театра, в котором выступают друг за другом различные восприятия...
и у нас нет ни малейшего представления о том месте, в котором разыгрываются
эти сцены, и о том материале, из которого этот театр сделан".
Вокруг скептической деконструкции понятия субстанции группируются основные
части философии Юма: гносеология, философия религии и этика. Редуцируя
человеческую природу к внелогическим реалиям - инстинктам, привычкам,
вере и чувствам, Юм обнаруживает, тем не менее определенную иерархию
в ней. Она атипична для Просвещения. Разум, главный идол эпохи, не стоит
на собственных ногах, он "есть и должен быть только рабом страстей".
Мышление о себе как целостной личности, так сказать, монаде, есть результат
привычки и инстинкта к отождествлению, а также веры.
Мораль имеет внелогическую чувственную основу, определяющуюся двумя
основными чувствами - удовольствия и боли. Нравственные чувства бескорыстны.
Например, важнейшее из них - симпатия. Реализация естественного симпатического
инстинкта приносит наибольшее бескорыстное удовольствие индивиду и пользу
обществу. Мораль, построенная на этих основаниях, может быть охарактеризована
как альтруизм и, отчасти, утилитаризм.
Философия религии Юма отвечает его гносеологии, антропологии и этике.
Юм говорит о естественной религии, как и Фичино, введший эту идею в
круг новоевропейской мысли, но интерпретацию религии дает качественно
другую - атеистическую по содержанию, агностическую по выводам. Религия
возникает на компенсационной психологической основе, в процессе познания
человеком себя и окружающего мира. Страх (доминирующее в сотворении
религиозных феноменов чувство) вкупе с недостатком любви в реальной
жизни и ограниченностью познания приводят к сакрализации отдельных сил
и явлений. Подобно тому, как впечатления группируются в общие идеи,
постепенно в историческом развитии человечества из языческого многобожия
возникает религия единого божества. До логического завершения эта установка
была доведена Л. Фейербахом и К. Марксом. Сам Юм, занимая резко антиклерикальную
позицию, феномен религии рассматривал с утилитарной точки зрения: "отыщите
народ, у которого совершенно нет религии, если вы вообще найдете таковой,
- будьте уверены, что он стоит лишь на несколько ступеней выше животных".
По существу же вопроса Юм допускает религиозную веру (faith) в сверхъестественную
причинность подобно житейской вере (belief) в естественную причинность,
утверждая непознаваемость истины.
В лице Юма гуманизм, с одной стороны, уже открывает за своими аксиоматическими
ценностями - субстанцией, разумом, человеческим Я, внерелигиозную веру
(belief) человека в себя и свой разум. С другой стороны, еще не отказывается
от них как от "слишком человеческого".
Бурлака Д.К.
|