|
Карл
Ясперс
|
|
Ясперс Карл (1883 - 1969) – немецкий психиатр и философ, ведущий представитель экзистенциализма в его религиозном варианте. С 1906 г. ассистент психиатрической клиники в Гейдельберге, с 1916 г. профессор психологии, а с 1921 г. – философии Гейдельбергского университета, а с 1948 – Базельского университета. Первым значимым трудом явилась фундаментальная «Общая психопатология»(1913), в которой Я. на основе анализа непосредственных переживаний предложил пересмотр и уточнение ряда основных понятий психиатрии. В 20-х годах был дружен с Хайдеггером, выражением чего является их богатая переписка; однако, после прихода к власти фашистов их отношения постепенно остывают и почти прекращаются(после второй мировой войны именно Ясперс представит для суда свой отзыв о деятельности Хайдеггера). Из довоенных книг наиболее значимой можно признать труд Я. о Ницше(1936), влияние которого, наряду с влиянием Кьеркегора. Спинозы, Гете, было определяющим. После войны Я. был особенно популярен в среде либеральной интеллигенции благодаря, в частности, трактату о «немецкой вине»(1946) Я. считает, что современное человечество живет в двойственной ситуации. С одной стороны, эпоха научного прогресса, демократия и обеспеченное по отношению к прошлым эпохам существование, с другой стороны, увеличивается ощущение недостаточности, чувство опасности и разлады во внутреннем мире. Я. считает, что различные направления философии стремятся определить сущность человека, что является безнадежным предприятием: человека нельзя свести к набору ограниченного количества принципов. Я. полагает, что в современную эпоху философия берет на себя утраченные функции религии. Он считает, что только философия может привести человека к вере. «Философская вера», в отличие от слепой веры, всегда существует в союзе со знанием. Человек осознает себя в качестве сознания вообще, духа и экзистенции. На каждом уровне соответственно присутствуют три "полярности": сознание и предмет, субъективная и объективная идея, экзистенция и трансценденция. Бытие у Я. имеет троякое членение: 1. предметное бытие 2. экзистенциальное, т.е необъективируемая чловеческая личность 3. трансценденция как «объемлющее» Под экзистенцией Я. понимал жизнь из "истоков", которые находятся за пределами наличного бытия. Экзистенция проявляется в чувстве неудовлетворенности, в стремлении к единому и безусловному, в сознании бессмертия и т. д. Ключевым пунктом философии Я. является его утверждение о невозможности существования экзистенции без трансценденции, т. е. Бога. Я. полагает, что благодаря философской вере человек совершает "прорыв своего естества". В качестве философского содержания веры Я. выделяет три положения: Бог есть, существует безусловное требование, мир обладает бытием между Богом и экзистенцией. Я. отмечает, что все основные положения его учения о вере содержатся в Библии, например, положения о трансцендентном едином Боге, Бог как личность, существование божественных заповедей, творение Богом истории, человеческая свобода, доходящая до открытого богоборчества (Иов). Вместе с тем, в истории христианства все эти принципы приобрели уродливые отклонения, например, абстрактный Бог, эгоизм в общении с Богом, фанатизм, претензии церкви на знание промысла Бога, создание юридического закона Божьего, отказ от идеи историчности и т. д. Я. полагает, что необходимо восстановление утраченной коммуникации между экзистенцией и трансценденцией. Я. считал, что "жизнь в философствовании" приводит к осознанию этой необходимости. Самобытность Я. проявилась также в его концепции философии истории, одной из самых значительных в ХХ в. Согласно Я., история является всемирной и имеет центр, или ось. "Осевое время", которое Я. относит к промежутку между 800 и 200 г. до н. э. - это время появления библейских пророков, греческих философов, Будды, Конфуция и Лао-Цзы. В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми человечество мыслит и по сей день, заложены основы мировых религий. Человек в это время начинает осознавать себя и свои границы. Вся последующая история - это воплощение и развитие идей осевого времени. Лит.: Смысл и назначение истории. М., 1991; Ницше. Введение в понимание его философствования., Спб., 2004.
|
Все
содержание (C) Copyright РХГА