Борис Петрович Вышеславцев (1877 - 1954)
 


Васильев Д.Ю.

Б.П. Вышеславцев: эрос абсолютного

 

Понятие Эроса, возникшее в античности и преобразованное христианством, нашло широкое применение в русской религиозно-философской традиции, начиная от Вл. Соловьева и до А.Ф. Лосева. В ней можно выделить несколько трактовок идеи Эроса. Одну из них, принадлежащую Б.П. Вышеславцеву обозначим как сублимативный подход.

Б. Вышеславцев определяет Эрос как “влюбленность в жизнь, аффект бытия” (Фихте). Это “жажда полноты, жажда полноценности, рождение в красоте, жажда вечной жизни (как это сказал еще Платон)” (1,46). Но совершенно очевидно, что скрытая потенциальность может найти различные пути своей актуализации. Эрос как соединяющая и связующая сила способна проявляться на самых низких ступенях, в самых стихийных формах, внеразумных человеческих действиях. Б. Вышеславцев стремится показать умо-сердечный характер человеческого бытия. Любовь порождается сердцем и в сердце “изливается божественная любовь” (1,274). Любовь в христианстве, показывает Б. Вышеславцев, глубоко пронизана эросным содержанием, поскольку она есть “мистическая связь одной индивидуальной глубины с другою, мост между двумя безднами” (1,276). Сущность любви – в единстве противоположностей. Эротическая сторона “неизбежна в христианском сердце” (1,279).

Корень постановки проблемы Эроса – в сопряжении человека с Богом, отвергая Бога, человек превращается в замкнутое существо, выходящеетолько на самого себя, на мир своих душевных переживаний и представлений сознания. В результате человек не может быть в полной мере оценен во всем богатстве своих потенциальных возможностей. В противоположном подходе человек исходит из той точки зрения, что существует бытие, которое “глубже и выше его” (1,283). Из стремления найти свое самовыражение в сфере высшего бытия либо соизмерить свою деятельность с Абсолютом в человеке возникает Эрос Абсолютного.

Философская концепция Б. Вышеславцева имеет в своей основе восточно-патристическое философское наследие. Это видно и в его отношении к проблеме духа. Если у Н. Бердяева дух, сталкиваясь с материей, оставляет лишь свои следы, и результаты деятельности духа в материальном мире являются именно продуктами духа, который покидает свои творения, то Б. Вышеславцев придерживается общепатристической позиции, согласно которой материя одухотворяется, дух же приобретает новое качество, не переставая оставаться самим собою.

Б. Вышеславцев классифицирует формы Эроса не по критерию истинности, а по степени разумной оформленности. Эрос, по Вышеславцеву, может иметь противоположные направления. Эрос сублимации устремлен к духовному преобразованию всякой телесности, к ее творческому преображению, Эрос извращенный – к деградации и падению, к отрицанию высших ценностей. Эрос есть порыв, благодаря которому человек начинает свободно действовать в устремлении к Абсолюту. Но этот позыв человек может, с другой стороны, и понять и превратно, относя его к своему собственному сознанию, что чревато духовным саморазрушением. Эрос укоренен в свободе.

Бытийствование Эроса осуществляется в сопряжении двух энергий – Божественной и человеческой, в их сотворчестве, “соработничестве”. “Божественный Эрос – понятие высшего порядка, образованное в результате сублимации подсознательного “либидо”, сексуальности, “с ее жаждой радости и блаженства” (1,191). Сублимация рассматривается Б. Вышеславцевым как аксиологическое понятие, раскрывающее идею возведения низшего к высшему. В иерархию Эроса входят следующие ступени: физический Эрос; душевный Эрос; духовный (умный) Эрос; ангельский Эрос; Божественный Эрос. Сублимированный Эрос есть ответ человека на призыв Абсолютного, он стремлен “снизу вверх, из глубин подсознания, из сердец и утроб к высоте абсолютной ценности и святости Логоса” (1,48). Он невозможен без участия целого человека, включая и духовную природу и душевные способности и физические возможности.

Понятие Эроса применимо к Абсолютной Личности. Вышеславцев указывает на то, что Творец всего сущего “есть добрый и божественный Эрос”, “добротворящий Эрос бытия, предсуществующий в избытке” (1,47).

Если божественный Эрос неисчерпаем и вечно продолжается, то человеческий Эрос, который живет в непрестанном трансцендировании, все же конечен. Он “успокаивается”, растворяется, достигнув Абсолюта. Трансцендентность – сущностная черта природы Эроса. Восходя по ступеням бытия, Эрос устремляется к Абсолюту. Встреча с Абсолютом является высшей точкой эротического восхождения, в которой исчерпывается само его назначение.

_______________

1 Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. – М., 1994.

 

Возврат:    [начальная страница]   [список авторов]


Все содержание (C) Copyright РХГА