Вакенродер Вильгельм
Генрих
(1773—1798) — один из ранних немецких романтиков, который своим
творчеством оказал большое влияние на формирование идейно-эстетической
платформы литературного и философского направления — романтизма.
Для Вакенродера познание мира — это прежде всего
самопознание. Тайны универсума, считает Вакенродер, сокрыты в
глубинах духовного мира отдельной личности, которая мыслится как
центр мироздания, и основную свою задачу он видит в раскрытии
самоценного значения личности. Природа, любовь, фантазия, знаменитая
романтическая ирония - разработка всех этих проблем была для Вакенродера
путем познания сущности феномена человеческой личности, ее совершенствования.
Вакенродер был, по сути, единственным из романтиков,
который поставил своего героя в реальный конкретно-исторический,
социальный контекст. И в этом заключается основное противоречие
его мировоззрения. С одной стороны, ему присущи созерцательность,
статичность восприятия личности, а с другой — стремление противопоставить
себя убогой действительности и возвыситься над ней.
Приводимый отрывок
является небольшой частью философского произведения Вакенродера
"Фантазии об искусстве", изданного его близким другом Л. Тиком
в 1797 г. Большинство "Фантазий..." посвящено музыке, в них звучит
мотив ее неземной сущности, которую, считает Вакенродер, можно
постигнугь только чувством, а не умом. В "Фантазиях..." отразились
мучительные и страстные мечтания Вакенродера об идеале искусства.
Человек: Мыслители прошлого
и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX
век/ Редкол.: И.Т. Фролов (отв. ред.) и др. - М.: Республика,
1995. С. 495.
|