Сочинения
О
жизни
Любовь
есть единая и полная деятельность истинной жизни
И нет иной
любви, как той, чтобы положить душу свою за друга свои. Любовь
— только тогда любовь, когда она есть жертва собой. Только когда
человек отдает другому не только свое время, свои силы, но когда
он тратит свое тело для любимого предмета, отдает ему свою жизнь
— только это мы признаем все любовью и только в такой любви мы
все находим благо, награду любви. И только тем, что есть такая
любовь в людях, только тем и стоит мир. Мать, кормящая ребенка,
прямо отдает себя, свое тело в пищу детям, которые без этого не
были бы живы. И это — любовь. Так же точно отдает себя, свое тело
в пищу другому всякий работник для блага других, изнашивающий
свое тело в работе и приближающий себя к смерти. И такая любовь
возможна только для того человека, у которого между возможностью
жертвы собой и теми существами, которых он любит, не стоит никакой
преграды для жертвы. Мать, оттаявшая кормилице своего ребенка,
не может его любить; человек, приобретающий и сохраняющий свои
деньги, не может любить.
"Кто
говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, i от еще во
тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете и нет в нем
соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме
и во тьме ходит и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила
ему глаза... Станем любить не словом или языком, но делом и истиною.
И вот почему узнаем, что мы '/г истины и успокаиваем сердца наши...
Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение
в день суда, потому что поступаем в мире сем, как он. В любви
нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в
стране есть мучение. Боящийся несовершен в любви".
Только такая
любовь дает истинную жизнь людям.
"Возлюби
господа бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем
разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь".
Вторая же,
подобная ей: "возлюби ближнего твоего, как самого себя",
сказал Христу законник. И на это Иисус сказал:
"Правильно
ты отвечал, так и поступай, т. е. люби бога и ближнего и будешь
жить".
Любовь истинная
есть самая жизнь. "Мы знаем, что мы перешли от смерти в жизнь,
потому что любим братьев", - говорит ученик Христа. "Не
любящий брата пребывает в смерти". Жив только тот, кто любит.
Любовь по
учению Христа есть сама жизнь; но не жизнь неразумная, страдальческая
и гибнущая, но жизнь блаженная и бесконечная. И мы все знаем это.
Любовь не есть вывод разума, не есть последствие известной деятельности;
а это есть сама радостная деятельность жизни, которая со всех
сторон окружает нас и которую мы все знаем в себе с самых первых
воспоминаний детства до тех пор, пока ложные учения мира не засорили
ее в нашей душе и не лишили нас возможности испытывать ее.
Любовь — это
не есть пристрастие к тому, что увеличивает временное благо личности
человека, как любовь к избранным лицам или предметам, а то стремление
к благу того, что вне человека, которое остается в человеке после
отречения от блага животной личности.
Кто из живых
людей не знает того блаженного чувства, хоть раз испытанного,
и чаще всего только в самом раннем детстве, когда душа не была
еще засорена всей той ложью, которая заглушает в нас жизнь, того
блаженного чувства умиления, при котором хочется любить всех:
и близких, и отца, и мать, и братьев, и злых людей, и врагов,
и собаку, и лошадь, и травку; хочется одного — чтоб всем было
хорошо, чтоб все были счастливы, и еще больше хочется того, чтобы
самому сделать так, чтоб всем было хорошо, самому отдать себя,
всю свою жизнь на то, чтобы всегда всем было хорошо и радостно.
Это-то и есть, и эта одна есть та любовь, в которой жизнь человека.
Любовь эта,
в которой только и есть жизнь, проявляется в душе человека, как
чуть заметный, нежный росток среди похожих на нее грубых ростков
сорных трав, различных похотей человека, которые мы называем любовью.
Сначала людям и самому человеку кажется, что этот росток — тот,
из которого должно вырастать то дерево, в котором будут укрываться
птицы — и все другие ростки всё одно и то же. Люди даже предпочитают
сначала ростки сорных трав, которые растут быстрее, и единственный
росток жизни глохнет и замирает; но еще хуже то, что еще чаще
бывает: люди слышали, что в числе этих ростков есть один настоящий,
жизненный, называемый любовью, и они вместо него, топча его, начинают
воспитывать Другой росток сорной травы, называя его любовью. Но
что еще хуже: люди грубыми руками ухватывают самый росток и кричат:
"вот он, мы нашли его, мы теперь знаем его, возрастим его.
Любовь! Любовь! высшее чувство, вот оно!", и люди начинают
пересаживать его, исправлять его и захватывают, заминают его так,
что росток умирает, не расцветши, и те же или другие люди говорят:
все это вздор, пустяки, сентиментальность. Росток любви, при проявлении
своем нежный, не терпящий прикосновения, могуществен только при
своем разроете. Все, что будут делать над ним люди, только хуже
для него. Ему нужно одного — того, чтобы ничто не скрывало от
него солнца Разума, которое одно возращает его.
Страх смерти
есть только сознание неразрешенного противоречия жизни
"Нет
смерти", говорит людям голос истины. "Я есмь воскресение
и жизнь; верующий в меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий
и верующий в меня не умрет вовек. Веришь ли сему?"
"Нет
смерти", говорили все великие учители мира, и то же говорят
и жизнью своей свидетельствуют миллионы людей. понявших смысл
жизни. И то же чувствует в своей душе, в минуту прояснения сознания,
и каждый живой человек. Но люди, не понимающие жизни, не могут
не бояться смерти. Они видят ее и верят в нее.
"Как
нет смерти?" с негодованием, с злобой кричат эти люди. "Это
софизм! Смерть перед нами; косила миллионы и нас скосит. И сколько
ни говорите, что ее нет, она все-таки останется. Вот она!"
И они видят то, про что они говорят, как видит душевнобольной
человек то привидение, которое ужасает его. Он не может ощупать
это привидение, оно никогда еще не прикасалось к нему; про намерение
его он ничего не знает, но он так боится и страдает от этого воображаемого
привидения, что лишается возможности жизни. Ведь то же и с смертью.
Человек не знает своей смерти и никогда не может познать ее, она
никогда еще не прикасалась к нему, про намерение ее он ничего
не знает. Так чего же он боится?
"Она
никогда еще не схватывала меня, но она схватит, я знаю наверное
— схватит и уничтожит меня. И это ужасно", говорят люди,
не понимающие жизни.
Если бы люди
с ложным представлением о жизни могли рассуждать спокойно и мыслили
бы правильно на основании того представления, которое они имеют
о жизни, они бы должны были прийти к заключению, что в том, что
в плотском существовании моем произойдет та перемена, которая,
я вижу, не переставая происходит во всех существах и которую я
называю смертью, нет ничего ни неприятного, ни страшного.
Я умру. Что
же тут страшного? Ведь сколько разных перемен происходило и происходит
в моем плотском существовании, и я не боялся их? Отчего же я боюсь
этой перемены, которая еще не наступала и в которой не только
нет ничего противного моему разуму и опыту, но которая так понятна,
знакома и естественна для меня, что в продолжение моей жизни я
постоянно делал и делаю соображения, в которых смерть, и животных,
и людей, принималась мною как необходимое и часто приятное мне
условие жизни. Что же страшно?
Ведь есть
только два строго логические взгляда на жизнь: один ложный — тот,
при котором жизнь понимается, как те видимые явления, которые
происходят в моем теле от рождения и до смерти, а другой истинный
— тот, при котором жизнь понимается как то невидимое сознание
ее, которое я ношу в себе. Один взгляд ложный, другой истинный,
но оба логичны, и люди могут иметь тот или другой, но ни при том,
ни при другом невозможен страх смерти.
Первый ложный
взгляд, понимающий жизнь как видимые явления в теле от рождения
и до смерти, столь же древен, как и мир. Это не есть, как думают
многие, взгляд на жизнь, выработанный материалистической наукой
и философией нашего времени; наука и философия нашего времени
довели только это воззрение до последних его пределов, при которых
очевиднее, чем прежде, стало несоответствие этого взгляда основным
требованиям природы человеческой; но это давнишний, первобытный
взгляд людей, стоящих на низшей ступени развития: он выражен и
у китайцев, и у буддистов, и у евреев, и в книге Иова, и в изречении:
"земля еси и в землю пойдеши".
Взгляд этот
в своем теперешнем выражении такой: жизнь — это случайная игра
сил в веществе, проявляющаяся в пространстве и времени. То же,
что мы называем своим сознанием, не есть жизнь, а некоторый обман
чувств, при котором кажется, что жизнь в этом сознании. Сознание
есть искра, вспыхивающая на веществе, при известном его состоянии.
Искра эта вспыхивает, разгорается, опять тухнет и под конец совсем
потухает. Искра эта, т. е. сознание, испытываемое веществом в
продолжение определенного времени между двух временных бесконечностей,
есть ничто. И несмотря на то что сознание видит само себя и весь
бесконечный мир и судит само себя и весь бесконечный мир, и видит
всю игру случайностей этого мира, и главное, в противоположность
чего-то не случайного, называет эту игру случайною, сознание это
само по себе есть только произведение мертвого вещества, призрак,
возникающий и исчезающий без всякого остатка и смысла. Все есть
произведение вещества, бесконечно изменяющегося; и то, что называют
жизнью, есть только известное состояние мертвого вещества.
Таков один
взгляд на жизнь. Взгляд этот совершенно логичен. По этому взгляду
разумное сознание человека есть только случайность, сопутствующая
известному состоянию вещества; и потому то, что мы в своем сознании
называем жизнью, есть призрак. Существует только мертвое. То,
что мы называем жизнью, есть игра смерти. При таком взгляде на
жизнь смерть не только не должна быть страшна, но должна быть
страшна жизнь — как нечто неестественное и неразумное, как это
и есть У буддистов и новых пессимистов, Шопенгауэра и Гартмана.
Другой же
взгляд на жизнь такой. Жизнь есть только то, что я сознаю в себе.
Сознаю же я всегда свою жизнь не так, что я был или буду (так
я рассуждаю о своей жизни), а сознаю свою жизнь так, что я есмь
— никогда нигде не начинаюсь, никогда нигде и не кончаюсь. С сознанием
моей жизни несоединимо понятие времени и пространства. Жизнь моя
проявляется во времени, пространстве, но это только проявление
ее. Сама же жизнь, сознаваемая мною, сознается мною вне времени
и пространства. Так что при этом взгляде выходит наоборот: не
сознание жизни есть призрак, а все пространственное и временное
— призрачно. И потому временное и пространственное прекращение
телесного существования при этом взгляде не имеет ничего действительного
и не может не только прекратить, но и нарушить моей истинной жизни.
И смерти при этом взгляде не существует. Ни при том, ни при другом
взгляде на жизнь страха смерти не могло бы быть, если бы люди
строго держались того или другого.
Ни как животное,
ни как разумное существо, человек не может бояться смерти: животное,
не имея сознания жизни, не видя смерти, а разумное существо, имея
сознание жизни, не может видеть, в смерти животной ничего иного,
как естественного и никогда не прекращающегося движения вещества.
Если же человек боится, то боится не смерти, которой он не знает,
а жизни, которую одну знает и животное и разумное существо его.
То чувство, кого выражается в людях страхом смерти, есть только
сознание внутреннего противоречия жизни; точно так же, как страх
привидений есть только сознание болезненного душевного состояния
"Я перестану
быть — умру, умрет все то, в чем я полагаю свою жизнь", говорит
человеку один голос; "я есмь", говорит другой голос,
"и не могу и не должен умереть. Я не должен умереть, и я
умираю". Не в смерти, а в этом противоречии причина того
ужаса, который охватывает человека при мысли о плотской смерти:
страх смерти не в том, что человек боится, прекращения существования
своего животного, но в том, что ему представляется, что умирает
то, что не может и не должен умереть. Мысль о будущей смерти есть
только перенесение в будущее совершающейся смерти в настоящем.
Являющееся привидение будущей плотской смерти не есть пробуждение
мысли о смерти, но напротив — пробуждение мысли о жизни, которую
должен иметь и не имеет человек. Это чувство, подобное тому которое
должен испытывать человек, пробудившийся к жизни -в гробу, под
землею. Есть жизнь, а я в смерти, и вот она, смерть! . Представляется,
что то, что есть и должно быть, то уничтожается. И ум человеческий
шалеет, ужасается. Лучшее доказательство того, что страх смерти
есть не страх смерти, а ложной жизни, есть то, что часто люди
убивают себя от страха смерти.
Не оттого
люди ужасаются мысли о плотской смерти, что они боятся, чтобы
с нею не кончилась их жизнь, но оттого, что плотская смерть явно
показывает им необходимость истинно" жизни, которой они не
имеют. И от этого-то так не люб":
люди, не понимающие
жизни, вспоминать о смерти. Bспоминать о смерти для них все равно
что признаваться в том что они живут не так, как того требует
от них их разумное сознание.
Люди, боящиеся
смерти, боятся ее оттого, что она представляется им пустотою и
мраком; но пустоту и мрак они видят потому, что не видят жизни.
Толстой
Л. Н. Собр. соч. В 22 т. М.. 1984.
Т . 17. С. 88—90. 93—97
|