Проблемное
поле антропологии
|
Антропология и другие формы понимания человека
Социология и антропология
А.М.Руткевич
Теория институтов А. Гелена
Философскую антропологию
Арнольда Гелена от других ее вариантов отличает прежде всего ориентация на
конкретные науки . в духе позитивизма и прагматизма. Гелен не только был хорошо
знаком с биологией и психологией, но заслуженно считается одним из оригинальных
социологов . первый немецкий послевоенный учебник по социологии вышел под
редакцией Гелена, а сам он для него написал большой раздел о первобытных обществах.
Спекулятивная антропология Шелера является для него наследницей метафизического
дуализма, противопоставляющего душу и тело. Гелен держится научной картины
мира, считая несомненно доказанным то, что человек представляет собой итог
эволюции живого мира; в послевоенных работах он часто ссылается на поиски
missing link** Лики и других палеонтологов. Однако отношение человека и животного,
по его мнению, неверно рассматривают не только сторонники идеализма и религии,
которые доводят отличие между ними до противоположности, но и большинство
эволюционистов, видящих только количественные различия (рост головного мозга,
прямохождение, развитие руки и т.д.). На каком-то этапе (когда именно, мы
пока не знаем) произошел резкий разрыв, причем радикальные перемены произошли
и на биологическом уровне . уже по своей биологии человек отличается от всех
остальных животных, включая и столь близких ему по множеству параметров шимпанзе.
Эти биологические отличия становятся главным объектом исследований Гелена.
Так как в данной статье речь пойдет о социальной теории Гелена, я ограничусь
лишь самым общим очерком его философской антропологии. Пользуясь выражением
Гердера, Гелен говорит о человеке как "недостаточном существе" (Mangelwesen),
отличающимся от всех млекопитающих уже на уровне морфологии и физиологии.
У человека отсутствует специализация органов, они не приспособлены для выполнения
жизненно важных функций нападения или защиты . у человека нет ни когтей, ни
быстрых ног, ни волосяного покрова, способного защищатьот холода, ни остроты
чувств других млекопитающих. Если бы он жил только с этой "оснасткой"
среди опаснейших хищников, то давно бы исчез с лица Земли. Поэтому Гелен отвергает
тот вариант дарвинизма, который видит в человеке результат естественного отбора.
Психический аппарат человека также "недостаточен": он лишен инстинктивных
реакций, которые способствуют приспособлению животных к окружающей среде.
Но
именно эта нехватка требует замещения инстинктов и специализированных органов
интеллектом и рукой, способной к орудийной деятельности. Долгое детство
предполагает воспитание, социализацию, передачу навыков и умений по традиции,
а не
биологическим путем. Иначе говоря, эта "недостаточность" предполагает
общество и
* Руткевич Алексей Михайлович . доктор философских наук, профессор, заведующий
сектором
современной западной философии Института философии РАН ** Недостающего звена
(англ.)
© Алексей Руткевич, 2001 г.
© Центр Фундаментальной Социологии, 2001 г.
Социологическое обозрение Том 1. № 2. 2001
4
культуру. "Второй природой" человека оказывается система орудийной
деятельности и коммуникации, а это и есть культура; "мир культуры и есть
человеческий мир"1. Без нее у человека нет ни малейших шансов выжить,
а потому не существует "естественного человека" . он изначально
является социальным существом, и всякое общество предполагает язык, свою технику,
формы общения, кооперации и т.д. Потому и нет смысла говорить о "среде"
применительно к человеку, ибо он живет в мире культуры, опосредующей его приспособление
к практически любой земной среде, независимо от климата или биогеоценоза.
Редукция инстинктов ведет к тому, что поведение человека в минимальной мере
определяется врожденными схемами реакций. Между влечениями и действиями появляется
"зияние" (Hiatus), в котором и возникает собственно человеческое
отношение к миру. Он реагирует не на стимулы, а на предметы действительности,
к которой относится и его внутренний мир. Животное есть замкнутая система,
и у него нет "внутреннего" мира, так как нет "внешнего"
. у человека оба они являются условиями друг друга. Гелен пользуется выражением
Новалиса "внутренний внешний мир" (innere Aussenwelt) для обозначения
того, что обычно называется "душой". Изменяется отношение ко времени
и пространству: животное живет в "здесь и теперь", тогда как человек
открыт и тому, что лежит за горизонтом его видения, и будущему, т.е. тому,
чего еще нет. Гелен развивает собственную теорию влечений, о которых он говорит
всегда во множественном числе (Antriebe). У человека имеются лишь "остатки
инстинктов", но нет ни одного инстинкта, который детерминировал бы то
или иное поведение. Конечно, бывают ситуации, когда нас чуть ли не механически
"влечет" к чему-то, а голод или сексуальный позыв могут в какой-то
ситуации одерживать верх над всеми другими стремлениями. Но из этого совсем
не следует, будто "любовь и голод правят миром" или будто можно
вывести из сексуального влечения множество других, как то получалось у Фрейда.
Почти автоматические действия могут вызываться и не биологически обусловленными
потребностями и интересами. Они как бы стягивают к себе энергию всех других
стремлений и захватывают человека целиком. Но все эти влечения кристаллизируются
в процессе воспитания и предшествующей деятельности и ни одно из них не является
"чисто" природным . все они даны нам в коммуникации с другими людьми
и в ситуации, которая всегда включает в себя и "внешний", и "внутренний"
мир. Так как у нас исчезла инстинктивная регуляция поведения, то появляется
"избыточность" возбуждения. Энергия, которая ранее направлялась
инстинктами, теперь направляется на покорение мира умом и руками человека.
Человеческое существование всегда "рискованно", "небезопасно":
утратив
инстинкты, человек должен постоянно координировать изменения внешних и
внутренних состояний, а избыточность раздражителей ведет к хаосу впечатлений.
Одни
из них нужно сдерживать и подавлять ради других. Стабильность мышления и
деятельности возможна лишь за счет "разгрузки" сознания от избыточных
впечатлений, отбора поступающих данных. Животное 1 Tf1от природы гармонично
Социологическое обозрение Том 1. № 2. 2001