ЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ - проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания, представляющего собой постижение закономерностей объективного мира. Совсем недавно под 3. и п. в основном понимали их научную форму. Сейчас происходит смена представлений о 3. и п., приходит понимание того, что существуют разные формы познания — научное, философское, религиозное, эзотерическое, художественное и др., а также разные его идеалы — античный, теологический, естественно-научный, гуманитарный и т. д., причем идеалы познания существенно различаются в западной и восточной мысли. Пересмотр традиционного понимания 3. и п., ориентированных преимущественно на науку, связан с критикой натуралистического понимания природы, более широко— любых объектов научного мышления. В 1935 г. в венском докладе немецкий философ Э. Гуссерль отметил: “...Путь философии лежит через наивность... самое общее имя этой наивности — объективизм, проявляющийся в различных формах натурализма, в натурализации духа. Старые и новые философии были и остаются наивно объективистскими. Справедливости ради нужно добавить, что вышедший из Канта немецкий идеализм страстно стремился преодолеть ставшую уж чересчур явной наивность, не умея, однако, достигнуть той решающей для нового образа философии и европейского человечества ступени высшей рефлексии”. Здесь схвачена проблема взаимоотношения разных видов знания, предполагающая тесное переплетение научных и ненаучных (религиозных, эзотерических, жизненно-практических, бытийственных, психологических) аспектов и компонентов, что приобретает новое звучание сейчас, когда происходит становление постнеклассической науки и вторжение в повседневную жизнь компьютерных, виртуальных технологий.

Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 1999. С. 319-320.