ЗНАК —
материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном или трансляционном
процессе аналогом другого объекта (предмета, свойства, явления, понятия,
действия), замещающий его. 3. является осн. средством культуры, с его
помощью осуществляется фиксация и оценка индивидуальной и общезначимой
информации о человеке и мире в культурных текстах, общение индивидов и
социальных групп между собой, совместное целедостижение. 3. тесно связан
с такими более сложными формами фиксации культурно-значимой информации,
как символ, худож. образ, культурный код. Изучением 3. и знаковых систем
занимается семиотика.
Объект, заместителем к-рого выступает 3., называется его денотатом — 3.
является именем этого объекта. Информация, к-рую сообщает 3., является
его значением (содержанием, смыслом). Простейшей формой значения является
предметное — указание на денотат (его именование). Однако содержание 3.
далеко не всегда исчерпывается именованием денотата: уже Г. Фреге в нач.
20 в. выделял экстенсиональное значение 3. — имя денотата, и интенсиональное
значение 3. (смысл) — информацию о типологии, топологии, и других свойствах
именуемого объекта, возникающую у человека при понимании 3. 3., т.о.,
выступает аналогом не только к.-л. объекта, но и общепринятого представления
об этом объекте или классе объектов, он может вообще не иметь предметного
аналога, выражая абстрактное понятие или объект, в действительности не
существующий (“единорог”). Но содержание 3. не исчерпывается и этим: в
процессе его функционирования в человеч. общении 3. может получать дополнит.
значения (коннотации), зачастую весьма объемные и отвлеченные (так слово
“красный”, означает не только цвет, но и опр. полит, принадлежность и
т.д.), носящие ассоциативный характер и локализующиеся в самых разных
культурных общностях (этнич., проф., семейных и др.). Помимо предметного
и смыслового 3. может иметь также экспрессивное значение — выражать при
употреблении опр. чувства, эмоции, настроения.
Сложность отношений 3. с денотатом обусловлена его произвольностью — он
никак не связан с обозначаемым объектом (исключение составляют иконич.
(изобразит.) знаки, обычно соединенные с объектом отношением подобия,
а также отд. случаи языковой ономатопеи (“кукушка”)) и является его именем
только в силу конвенции, принятой в рамках сооб-ва, использующего данный
3. Вследствие этого означение и понимание 3. целиком и полностью обусловлено
знакомством индивида с существующими конвенциями, его “словарным запасом”.
Это в еще большей степени относится и к смысловому содержанию 3. — характер
коннотаций одного и того же 3. может сильно варьироваться в разл. субкультурах,
использующих одинаковые 3. (характерный пример — многочисл. жаргоны и
сленги). Другая проблема, связанная с отношениями 3. и смысла, — косность
3.: несмотря на многочисленность и многообразие, они всегда метафоричны,
т.е. опр. образом унифицируют, искажают действительность,объединяя феноменальные
объекты и значения под одним и тем же именем. Данное свойство, обеспечивающее
коммуникативную функцию 3., получило разнообразные филос. и научные интерпретации
— от тотальной критики 3. как “косной метафоры”, искажающей действительность
(Ницше), до постулирования решающей роли знаковых средств в формировании
представлений о мире (гипотеза Сепира-Уорфа). Наконец, еще одним важным
аспектом существования 3. являются его отношения с субъектом, его использующим:
предпочтения и приоритеты в выборе знаковых средств, влияние коммуникативного
контекста, изменчивость 3. (выражающаяся как в изменении и добавлении
значений, так и в формальном изменении и появлении новых 3.).
3. могут быть системными (т.е. быть элементом к.-л. знаковой системы,
языка культуры) и несистемными (неязыковыми или единичными). Среди последних,
как правило, выделяют символы, 3.-копии (репродукции обозначаемых объектов,
сюда можно отнести и знаковое поведение — имитацию), 3.-признаки (связанные
с денотатом как с причиной — симптомы, приметы). Деление 3. на системные
и несистемные достаточно условно, поскольку одни и те же 3. могут использоваться
и как системные, и как единичные (так литера А обозначает соответствующий
звук в алфавите, но может обозначать и автобусную остановку). Системные
(языковые) 3., как правило, подразделяются аналогично знаковым системам
в соответствии с формой 3. (вер-
222
бальные, жестовые, иконич., графич., образные). Достаточно условно выделяются
также 3. естественных (вербальных языков общения) и искусственных (созданных
человеком кодовых систем) языков. Применение языковых 3., в отличие от
несистемных, обусловлено не только коммуникативным контекстом, но и принятыми
в данных языках явными или неявными синтаксич. и семантич. правилами.
При этом знаковые системы также могут находиться в тесной взаимосвязи
и взаимообусловленности (так, алфавит и азбука Морзе одинаково предназначены
для фиксации 3. (звуков) вербального языка, при этом азбука Морзе может
записываться с помощью литер, передаваться световыми и звуковыми сигналами
и т.д.).
3. может быть не только элементом знаковой системы (языка), но и элементом
знаковой последовательности (текста). При этом применение и смысл 3. обусловлены
также его связями с другими элементами (знаками) текста, обеспечивающими
смысловую цельность текста. Использование 3. в тексте оказывает существ.
влияние не только на содержание, но и на формальную представленность 3.
(вспомним хотя бы практически бесконечное разнообразие видов типограф,
шрифтов).
Хотя семиотика как спец. наука о 3. и знаковых системах сформировалась
достаточно поздно, история филос. осмысления разл. проблем, связанных
со 3., имеет достаточно долгую историю. Филос. осмысление 3. осуществлялось
в контексте общего познания природы и свойств языков (прежде всего естеств.
языков общения), преимущественно в связи с проблемами происхождения языков
(библейские и коммуникативные теории происхождения языков) и произвольности
3. (связанности или несвязанности 3. с обозначаемым объектом — эта проблема
фигурирует в работах Декарта, Локка, Лейбница, Кондильяка). В философии
культуры 3. рассматривался в контексте символич. деятельности человека
и культурного творчества (“философия жизни”, Кассирер, экзистенциализм,
феноменология). Особое место здесь принадлежит герменевтике, разрабатывавшей
принципы и каноны интерпретации культурных текстов через выявление специфики
их знаковой представленности (Гадамер, Рикёр, Л. Бетти).
Значит, вклад в понимание 3. был внесен лингвистикой, разрабатывавшей
разл. аспекты функционирования естеств. языков. Здесь прежде всего следует
отметить “младограмматич. школу”, а также труды де Соссюра, определившего
осн. свойства 3. — произвольность, линейность, изменчивость, — в естеств.
языках и заложившего методол. основы науки о знаковых системах — семиологии.
Под значит, влиянием де Соссюра сформировалась структурная лингвистика,
в к-рой получило развитие изучение синтактики 3.
Другая ветвь исследования 3. связана с логической семантикой (Г. Фреге,
А. Черч, А. Тарский), в рамках к-рой разрабатывались преимущественно содержат,
аспекты 3. (проблема демаркации предметного и смыслового значения, классификация
смысловых значений, определение их кач. характеристик и свойств, таких
как истинность, соответствие, полнота). 3. как элементарная информ. единица
рассматривался также в теориях информации и кибернетике, где получили
развитие коммуникативные аспекты 3. (роль и функции 3. в механизмах информ.
обмена, информ. объем разл. знаковых средств и его оценка). Синтез синтаксич.,
семантич. и прагматич. сторон 3. был достигнут в рамках семиотики, для
к-рой характерен системный подход к знаковой деятельности и стремление
к систематизации и поиску универсалий в разнообразных типах 3. и знаковых
систем.
В рамках культурной и социальной антропологии 3. изучался как компонента
(функциональная или интерактная) коммуникативной деятельности индивида.
Решающую роль в развитии семиотич. исследований культуры сыграл франц.
структурализм (Леви-Стросс, Р. Барт, Фуко), рассматривавший всю культурную
деятельность как знаково-символическую, обусловленную универсальными механизмами
реагирования человека на внешнюю среду. Семиотич. анализ — и важная компонента
изучения любой истор. культурной общности, и предмет спец. исследований,
посвященных разл. аспектам знаковой деятельности в культуре.
См. также: Язык культуры, Знаковая система, Означение, Понимание, Семиотика.
Лит.: Карнап Р. Значение
и необходимость. М., 1959; Пирс Дж. Символы, сигналы, шумы. Закономерности
и процессы передачи информации. М.. 1967; Проблема знака и значения: Сб.
М., 1969; Семиотика. М., 1983; Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М..
1977; Фреге Г. Смысл и денотат // Семиотика и информатика. В. 8. М., 1977;
Он же. Понятие и вещь // Там же. В. 10. М., 1978; Черч А. Введение в математич.
логику. Т. 1. М., 1960; Шафф А. Введение в семантику. М., 1963; Знак:
Сб. ст. по лингвистике, семиотике и поэтике: Памяти А.Н. Журинского. М.,
1994; Семиодина-мика: Тр. семинара. СПб., 1994; Соломоник А. Семиотика
и лингвистика. М., 1995; Ullmann S. Semantics. An Introduction to the
Science of Meaning. Oxf., 1972.