ЖИЗНЕННЫЙ
МИР -
термин, введенный основоположником феноменологии Гуссерлем, пытавшимся
переосмыслить существующее отношение к миру и открыть сферу т.н. дотеор.
опыта. Ж.м. — мир донаучной жизни с ее хаосом неупорядоченных созерцаний,
с ее первичными обыденными структурами пространственности и временности,
догадками, суевериями и предвосхищениями. Ж.м. — ценностная основа всех
идеальных образований и теор. конструкций науки. Например, у др. греков,
по Гуссерлю, был свой Ж.м., свое изначальное видение действительности,
природы, к-рая вовсе не была природой в совр. естественно-научном смысле.
Исторически, окружающий греков мир — не объективная реальность, в нашем
смысле, а их представления о мире, их собств. субъективная ценность со
всеми принадлежащими сюда смыслами и значениями, со всеми их богами, демонами
и т.д.
Ж.м. — “глухая скрытая атмосфера” (Гуссерль) основополагающих ценностей,
горизонт всех смыслов и возможностей сознания, априорных структур до-предикативного
опыта, из к-рых вырастают ценности культуры, научные конструкции, филос.
установки. Проблема “объективно-истинного” мира — проблема вторичных и
специальных интересов. Ж.м. имеет объективность совершенно другого рода,
к-рая раньше игнорировалась и не принималась в расчет позитивными науками
как нечто субъективное, аморфное, подлежащее преодолению. В частности,
центр, проблемой Ж.м. становится проблема живого осмысленного созерцания,
рассматриваемого совр. наукой как неопределенное и смутное понятие, как
нечто малоценное по сравнению с общезначимостью логического. На самом
деле очевидности логики научного познания нуждаются в очевидностях Ж.м.,
в жизненно-мировых априори как более ранних и более универсальных. Только
возвращение, “откапывание” из-под более поздних пластов мира этих жизненно-мировых
априори может дать действительно радикальное и подлинно научное обоснование
совр. объективно-логич. наук, вернуть питательную почву совр. культуре
в целом, открыть возможности построения других картин мира, др. перспектив
и возможностей развития культуры. “Гуссерль, — писал Сартр по поводу открытия
Ж.м., — возродил исполненный эмоционального воздействия мир пророков и
художников. Утверждая неподатливость, нерастворимость мира в сознании,
он вернул вещам их могущество и чары”.
Феноменология предлагает целую “мировую схематику”, она различает ряд
миров: а) мир научной объективности; б) многочисленные миры, обусловленные
специфич. донаучными интересами: мир бизнесмена, плотника и т.д.; в) дообъективный
мир восприятия, мир непосредст. переживаний и интуитивно полагаемых ориентиров,
предвосхищающих дальнейший опыт; г) Ж.м. в полном смысле этого слова как
горизонт, в к-ром даны и конституируются другие миры — совокупность априорных
структур, предопределяющих образчики любого опыта, “архетипы” пространственности
и временности, горизонтности и историчности, присущие любой культуре.
В экзистенциальной филос. традиции Ж.м. трактуется как открытость мира
человека, достигаемая не через осведомленность, а через “затронутость”.
Это достигается через трансцендирование. Это не путь науки, переход не
к объективному, а к транссубъективному. На этом пути происходят экзистенциальные
встречи с внутренним существованием мира. Рациональное знание, раскрывающее
мир как систему объектов, скорее заслоняет от нас подлинный мир. Научная
картина мира, будучи лишь осадком целостного творч. проникновения, убивает
вечную свежесть, красоту и новизну мира. Всюду и везде, где нам только
удается отрешиться от привычной установки предметного истолкования реальности,
распадающейся на отд. вещи и качества, и сосредоточиться на простом созерцании
реальности в ее непосредств. конкретности, везде, где нам удается, согласно
С.Л. Франку, наподобие детей, без размышления жадно воспринимать образы
бытия, иметь чистый опыт реальности вне всякого умственного анализа, мы
можем ощутить красоту, новизну, значительность и смысловую неисчерпаемость
мира, ощутить и понять мир как инвариант всех возможных осмыслений, всех
теорий и гипотез, всех смыслов и бессмысленностей, к-рые сооружает человек
в своих попытках познания и овладения реальностью.
Лит.: Husseri Е.
Die Krisis der europaischen Wissen-schaften und die transzendentale Phanomenologie
//
Husserliana. Bd. 6. Haag, 1954; Diemer A. Edmund Hus-serl. Meisenheim
am Glan., 1956; 1965; Mohanty J.N. “Life-world” “A Priori” in Husserl's
later Thought // Analecta Husserliana. V. 3. Dordrecht, 1974.