ЮРОДИВЫЕ (Христа ради юродивые) - особ. тип святых, христ. подвижники (чаще на Востоке), принявшие на себя один из самых тяжелых подвигов - юродство, т. е. внешнее, кажущееся безумие. Слово Ю. происходит от древнерус. "оуродь", "юродь" - эквивалент греч. moros, или saios (безумный, простой глупый). Ю. отказывались не только от всех благ и удобств земной жизни, но и от общепринятых норм поведения. Мн. обладали даром прозорливости, но из глубокого смирения использовали намеки, иносказания, бессвязную форму рассказа. Осн. мотивы юродства: попрание тщеславия, к-рое возможно в аскетич. подвиге, стремление подтвердить противоречие между истиной во Христе и здравым смыслом (см. 1 Кор. 3, 18), проповедь Христа силой духа, облеченной во внешне убогую форму.
Один из самых известных Ю. св. Андрей Константинопольский (10 в.) чье видение - историч. основа праздника Покрова Божией Матери. На Руси расцвет юродства ради Христа - 16 в. (в 14 в. - 4 почитаемых рус. Ю., в 15 в. - 11, в 16 в. - 14, в 17 в. 7). Первый Ю. на Руси - киевопечерский инок Исаакий (ок. 1090), но первый Ю. в полном смысле слова - Прокопий Устюжский (ок. 1302). В Новгороде прославились своими подвигами Николай Кочанов, Федор, преп. Михаил Клопский, Иаков Боровичский; в Москве - Максим, Василий Блаженный, к-рый в разгар опричнины не боялся обличать Ивана Грозного; в Пскове - Николай Салос; в Ростове - Исидор. В 16 в. обличение царей и бояр - неотъемлемое право юродства. По свидетельству иностранцев, в Москве было мн. Ю. Из них лишь нек-рые причислены к лику святых. Из поздних Ю. наиб. почитаема бл. Ксения Петербургская (в 1988 причислена к лику святых).
Юродство на Руси большей частью не подвиг смирения, а форма пророческого служения, соединенного с суровой аскезой.
Лит.: Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л., 1984; Панченко А. М. Смех как зрелище. Там же, с. 2-152.