ЮРОДИВЫЕ (Христа
ради юродивые) - особ. тип святых, христ. подвижники (чаще на Востоке),
принявшие на себя один из самых тяжелых подвигов - юродство, т. е. внешнее,
кажущееся безумие. Слово Ю. происходит от древнерус. "оуродь",
"юродь" - эквивалент греч. moros, или saios (безумный, простой
глупый). Ю. отказывались не только от всех благ и удобств земной жизни,
но и от общепринятых норм поведения. Мн. обладали даром прозорливости,
но из глубокого смирения использовали намеки, иносказания, бессвязную
форму рассказа. Осн. мотивы юродства: попрание тщеславия, к-рое возможно
в аскетич. подвиге, стремление подтвердить противоречие между истиной
во Христе и здравым смыслом (см. 1 Кор. 3, 18), проповедь Христа силой
духа, облеченной во внешне убогую форму.
Один из самых известных Ю. св. Андрей Константинопольский (10 в.) чье
видение - историч. основа праздника Покрова Божией Матери. На Руси расцвет
юродства ради Христа - 16 в. (в 14 в. - 4 почитаемых рус. Ю., в 15 в.
- 11, в 16 в. - 14, в 17 в. 7). Первый Ю. на Руси - киевопечерский инок
Исаакий (ок. 1090), но первый Ю. в полном смысле слова - Прокопий Устюжский
(ок. 1302). В Новгороде прославились своими подвигами Николай Кочанов,
Федор, преп. Михаил Клопский, Иаков Боровичский; в Москве - Максим, Василий
Блаженный, к-рый в разгар опричнины не боялся обличать Ивана Грозного;
в Пскове - Николай Салос; в Ростове - Исидор. В 16 в. обличение царей
и бояр - неотъемлемое право юродства. По свидетельству иностранцев, в
Москве было мн. Ю. Из них лишь нек-рые причислены к лику святых. Из поздних
Ю. наиб. почитаема бл. Ксения Петербургская (в 1988 причислена к лику
святых).
Юродство на Руси большей частью не подвиг смирения, а форма пророческого
служения, соединенного с суровой аскезой.
Лит.: Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси.
Л., 1984; Панченко А. М. Смех как зрелище. Там же, с. 2-152.
|