ВОЛЯ - 1. Одна из основных, наряду с умом и чувством, форм душевно-духовной жизни человека. 2. В монотеистич. религиях (иудаизм, христианство, ислам). В. - имя, дающееся той силе, посредством к-рой Бог творит мир и соотносится с тварным бытием, иными словами - Дух в своей объективации. 3. В ряде филос, доктрин характеризуемых термином "волюнтаризм", - осн. определение Абсолюта.
Вышеприведенные значения В. объединяются общим смыслом - в любом случае В. есть направленность субъекта на преобразование объекта - изменение, уничтожение, творение чего-либо. Если субъект В. человек, то В. - один из важнейших структурно-функциональных модусов души и сознания, в единстве и взаимодействии с чувством и разумом формирующих "психологическое" (субъективное) пространство душевной жизни. Специфика В. в сравнении с иными формами и потенциями душевной деятельности - в противопоставленности субъекта В. и предмета воления, категриальным коррелятом акта В. является противоречие (тождество тождества и различия). В. - наиб. деятельностная (созидательная и разрушительная) способность человека, в связи с чем в истории христ. религ.-филос. мысли ее часто считают наиб. духовной потенцией человека - дух дышит в душе ее В.
В религ.-филос. учениях, сформировавшихся в лоне языч. религиозности, онтологически первичной и жизненно ценной способностью человека представлялся ум, по отн. к к-рому В. и чувство занимали или должны были занимать вторичное, подчиненное место, Сам Абсолют (Божество) мыслился как вселенский космич. Разум. В культурах, осн. на библейской религиозности, для к-рой фундаментальной является идея Творения, отн. к В. иное. Бог ощущается в первую очередь как Дух. "Творение как свободный акт воли, а не природное излияние, подобное излучению Божественных энергий, есть свойство личного Бога, Бога-Троицы, обладающей общей волей, принадлежащей природе и действующей по определению мысли" - Вл.Лосский. Бог творит мир из ничего своей В. и, будучи трансцендентным миру, всей В. участвует в его судьбе. (см. Промысел). Данный мир не таков, каким он был первично создан Богом. Этот мир есть результат грехопадения, который есть результат ложного действия тварных духов, а именно: их своеволие. Как следствие, в фактическом, т.е. падшем, греховном мире, чувство, разум и В. человека разорваны: "Доброе, к-рого не хочу, не делаю, а злое, к-рого не хочу, делаю" (Рим. 7,19). Соответственно, в христианстве В. выходит на. первый план в религ. жизни в смысле В. к спасению. Последнее предполагает не апатию, атараксию, медитацию или растворение в Нирване, но требует активных волевых усилий, направленных внутрь субъекта, на творческое преображение собств. природы, надломленной грехом. Общение с Богом мыслится уже не как Его интеллектуальное созерцание (эта форма богопознания не отбрасывается, но и не абсолютизируется), а как особая направленность В. - на стяжание благодати. (См. Энергии тварные и нетварные).
Признание В. важнейшим элементом чел. жизни и богочеловеческих отношений породило проблемы, специфичные для xpист. богословия и философии. Одной из них выступило монофелитство - ересь, утверждавшая наличие в Богочеловеке Иисусе Христе двух природ (божественной и человеческой), но одной В. - богочеловеческой. Церковь решила этот вопрос, признав наличие в Нем двух воль - божественной и человеческой. Острейшей проблемой христ. сознания стала "свобода В.", поскольку этот вопрос связан с пониманием источника зла и ответственности за зло, царящее в миpe (См. Теодицея). Наконец, абсолютизация В., ее отрыв от Разума и Духа, превращение ее в самостоят. субъект мирового развития (без Бога и без Человека.) привело к такому специфич. явлению Философии Нов. времени как волюнтаризм.
В pyc. философии проблемы, связанные с природой и смыслом В., обсуждались довольно интенсивно, возможно потому, что своеобразно место В. в структуре рус. сознания и жизни. Для последних характерны также крайности, как безволия и лень , с одн. ст., и самобытно-российский волюнтаризм - анархизм, большевизм, вольница, с др. ст. (см. Народничество). По проблеме В. в отечеств. филос. мысли можно выделить две тенденции -"гармоническую" и "волюнтаристскую". Первой, к-pая представлена в осн. системами метафизики всеединства, свойственно мыслить В. пусть и наиб. "духоносной", но все-таки равноправной с чувством и разумом формой духовно-душевной жизни человека.
В волюнтаристской (которая отнюдь не тождественна волюнтаризму) тенденции, явно или скрыто возносящей В. над иными формами чел. жизни, можно выделить три течения - коллективистское (рус. марксизм), индивидуалистическое (либеральные народники, частично - анархизм, легальней марксизм) и персоналистическое (собств. Персоналисты - И. Лосский, Козлов и др., и экзистенциалисты - Шестов, Бердяев). Внешне противоположные концепции индивидуализма и коллективизма внутренне едины в том, что в их рамках В. мыслится направленной на предметное бытие, устремлена в мир объектов (материальных и идеальных) и ориентированы на овладение им. Устремленность В. на объективное бытие отличает доктрины указанного типа от персоналистич. тенденции. В ее границах в В. видят основание, стержень личности, но мыслят ее как реальность духовную, способную через направленность внутрь субъекта достичь самопреображения и богопознания (у Шестова это приобретает крайне анти-интеллектуалистический и иррационалистический оттенки). Одной из центр. проблем "волюнтаристического пресонализма" является метафизика зла и соответственно темы грехопадения, искупления, спасения.