ТИП (от греч. typos - отпечаток, форма, образец) - форма, которая составляет основу ряда расхожих или родственных индивидов; экземпляр или образец, который лучше всего представляет вид или род. Мышление, направленное на образование типов (типизирующее образование понятий), является очень древним, ибо оно соответствует стремлению сознания к сжатому, краткому изложению мыслей, к прегнантности и связывает наглядность с общезначимостью. Большое значение мышления при помощи типов, типологического мышления, было известно уже Платону и Аристотелю. Оно является необходимым средством образования понятий. С точки зрения психологии «типичное» одинаково по смыслу с «прегнантным», при помощи которого суть дела, по-видимому, выражается наиболее ясно (напр., прегнантный, т. е. равносторонний, треугольник, одна из сторон которого расположена горизонтально, является одновременно и «типичным» и, по-видимому, наиболее четким образом воплощает в себе сущность треугольника - наличие трех углов). О типах мировоззрения говорил Дильтей: «...эти типы проходят через исторически обусловленную единичность, неповторимость отдельных образований... отдельные ступени и специальные формы какого-нибудь типа отвергаются, но они оставляют свой след в жизни, продолжают действовать и вызывают к жизни все новые образования» («Weltanschauung», 1911). Чистых (идеальных) типов между реально существующими вещами не имеется. Среди них есть только смешанные типы. Это снижает гносеологическую ценность типологического способа рассмотрения. Но, с др. стороны, ему наиболее свойственно объяснять отдельные предметы с точки зрения его существенных сторон и, т.о., способствовать их пониманию. Мастером типологического способа мышления был Гёте. Особое значение приобрел типологический способ рассмотрения в современной психологии.