ТВОРЧЕСТВО - акт или процесс созидания субстанциально нового бытия. Т. - синоним творения или процесса творения в чел., в отличие от Божественного, исполнении. В обыч. словоупотреблении и во мн. филос. учениях Т. - часто синоним рождения, развития, формирования. В более строгом смысле Т. существенно отличается от перечисленных понятий. Т. - одна из важнейших идей, категорий, тем и проблем рус. религ. метафизики, которую (с опред. долей условности) можно назвать философией Т., в отличие от философии развития (нем. идеализм и волюнтаризм XIX в.), спасения (ср.-век. философия) или рождения (эманации) - античность.
Идея Т. вошла в чел. сознание через иудео-христ. Откровение. Языческая культура в различных ее нац. и историч. формообразованиях не знала идеи Т., последняя сущностно инородна космологически-ориентированному миросозерцанию. Для античного сознания универсален принцип "Ничто не происходит из ничего" ("Бытие есть, небытия вовсе нет" - Парменид). Если небытие допускается, то как момент вечно становящейся космич. жизни (Гераклит), либо как нечто пребывающее наряду с бытием (Демокрит, атомистика). В целом же бытие как таковое, Космос - вечен, "не создан никем из богов, никем из людей, но всегда был, есть и будет..." Когда формирующаяся на языч. почве метафизика учит об Абсолюте, последний толкуется сугубо онтологически - как вечное, пребывающее над и вне времени. Абс. Бытие (буддистская нирвана предполагается как-то существующей, в нее можно "войти" и "выйти", и не связана с представлением о трансцендентном ей абс. субъекте). Говоря о специфике отношения Абсолюта к миру, языч. сознание принимает т. зр. "вечного рождения". - Либо Космос периодически возникает и погружается в первобытный хаос (см. Теогония), либо он всегда (вечно, беспрерывно) рождается во взаимодействии двух космич. онтологических сил - Света и Тьмы, мужского и женского, Ума и материи (при опред. роли муж. разумного начала), либо Абсолют (Единое) саморождает все из себя (Эманация), включая перечисленные противоположности и даже хаос (небытие, меон). В любом случае рождение представляется 1) происходящим всегда (символ времени - круг); 2) имеющим естественный, закономерный и объективно-надличностный характер; 3) процессом, в котором рожденное по своей сущности единородно рождающему. В результате, в мире не "остается места" для смерти (она - переход души в иное состояние, трансформация космич. энергии), а зло оказывается либо видимостью, либо - онтологически субстанциальным началом, равноправным добру (Зороастризм, манихейство).
Т. есть деятельность Бога как абс. Личности. Оно - акт свободой Божеств. воли, явление Духа. Т. есть вызывание бытия из ничего, в котором субъект Т. выступает онтологически трансцендентным и бытию, и ничто. (В мистич. учениях монотеизма - Ареопагитики, Экхарт, Каббала - со временем было выработано представление об Абсолюте как положительном "изобильном" Ничто). Т. - 1) произошло "вдруг": точнее самое время (символ которого отрезок), включая все "вдруг" и "всегда" сотворено; 2) как акт ничем не детерминированного волеизъявления является чудом; 3) есть созидание, реальность, которая сущностно, онтологически инородна Творцу. В результате, зло признается реальностью, действительно имеющей место в мире, по своему онтологич. статусу тварном; осмысление смерти переводится из космологич. горизонта - в личностный, связывается с грехом (ложной волей) и (в христианстве) понимается как то, что должно быть окончательно побеждено в процессе обожения (см. Искупление, Воскресение).
В христ. богословии Т. - категория, посредством которой описываются отношения Бога к миру. Внутр. жизнь Бога, мышление о коей допускается в той мере, в которой Он сам открыл ее в слове Откровения, выражаются понятием Пресвятой Троицы. Согласно "Символу веры", отношение Отца к Сыну определяется как "рождение", отношение к Ним Св. Духа как "исхождение" от Отца через Сына.
Идея Т., постепенно вошедшая в сознание человека, существенно отличает христ. культуру от иных типов культурно-историч. развития. Если самосознание средневек. человека основывалось преимущественно на чувстве его тварности и греховности, и центральной для ср.-век. миросозерцания являлась идея спасения, то в выработанном Эпохой Возрождения мировоззрении, обретшим себе имя гуманизм, структура жизн. ценностей имеет кач-но иное основание. Т. становится духовно-первичнее для человека, нежели спасение. Он все более начинает относить Т. к самому себе, ощущать себя свободным субъектом познания и действия, творцом истории и своей собств. судьбы (и потому - богоподобным). Высказанное поначалу немногими гуманистами (Пико-делла-Мирандела) убеждение о преимуществ. творч. природе ч-ка, начиная с XVIII века становится все более привычной его хр-кой (для совр. человека имя "творческий" - один из самых лестных эпитетов. Гуманистич. тип жизнедеятельности внутренне-противоречив, в нем пытаются "ужиться" два разнородных начала - Т. и бытия. Т. требует от человека как творца жертвы. Гуманизм же желает от Т. в "здесь-бытии", трансформируя христ. идею спасения как онтологического преобразования и возвышения души от Бога (Т. во имя спасения) в идею самоценности Т., осуществляемого в Мире и для человека. С этим связан специф. тип существования гуманистической культуры, которых можно охарактеризовать как развитие. Интуиция развития дана Кузанским, в рационально-понятийной форме изложена Гегелем (Бог - вечно развивающаяся логич. идея), а в иррац. виде истолкована Э. Гартманом; естественно-научное ее приложение - дарвинизм (и иные концепции эволюции), известная социально-политич. проекция - марксизм (см. Прогресс). Развитие синтезирует в себе принцип вечного бытия и перманентного творчества (в отличие от неоплатонич. Эманации, развитие предполагает творч. новизну). Т. становится внутр. моментом Бытия, в результате чего равным образом вечное бытие и небытие оказываются "моментами" вечного же развития. В теоретических системах, основанных на идее развития, Бог или вообще исчезает (диалектич. материализм, волюнтаризм), или оказывается "встроенным" в бесконечный и вечно осуществляющийся мировой процесс, субъект которого - надличностная субстанция.
Фундаментальность идеи Т. в рус. религ. философии дает основание характеризовать ее как одну из форм метафизики гуманизма. Однако она включает в себя острейшую критику человекобожеской тенденции историч. гуманизма - как западно-европ., так и российского, и, с др. ст., - предлагает понимание Т. более "глобальное", нежели классически гуманстическая метафизика. Смысл Т. раскрывается не только в аспектах историческом или культурологическом (человек - творец истории, собств. судьбы и культуры), но и теологическом, онтологическом и космологическом.
В онтологии и космологии (в системах всеединства и у персоналистов есть тенденция видеть Т. как энергетическую способность практически всего сущего - дар творца тварн. бытию, благодаря которому оно в состоянии самостно подтягиваться к божествен. сфере, но может и отпадать от нее). Т., т.обр., фундаментальнее развития, которое оказывается онтологическим следствием Т.. У Франка осн. онтологич. характеристикой мира выступает своего рода "творческая эмансипация".
В историософии (у Карсавина) Т. - метафизич. основание и высшая форма развития. В гносеологии самобытной чертой рус. религ. философии (Соловьева, Флоренского, Шестова, Бердяева), является идея познания как Т. В антропологии (Флоренский, Булгаков, Бердяев) Т. трактуется в связи с идеями Логоса и спасения : Т. - Божий дар человека Богу - Т., в религ. и онтологич. смысле которого - сопротивление эпосу, небытию, смерти (см. Культура, София).
В теологич. плане Т. выступает категорией, посредством к-рой осмысливается стержневая тема - идея богочеловечества, отсюда - понимание смысла Т. как свободной теургии: Т. - "мост" в энергетическом общении Абсолюта и конечного бытия (в Т. Бог нисходит в мир, а тварь прорывает свою конечность, восходя к Богу). В целом в рус. религ. мысли можно заметить некоторое преувеличение роли Т., в сравнении с традиционными представлениями о нем. Так, в системах всеединства и в примыкающих к ним по смыслу построениях персоналистов, где потенция Т. выглядит атрибутом едва ли не всего сущего, (происходит чрезмерное сближение Бога и твари через Т. Иную крайность содержат воззрения Бердяева. У него Т. - атрибут личности, сотворение почти отождествляется с падшим (объективация), в творч. актах человек спасает бытие от небытия и спасается. Однако Бердяев не останавливается на этой своеобразной "транскрипции", идеи обожения, развивая в духе Экхарта, Беме и Шеллинга концепцию темной внеличностной подосновы в Боге (Ungrund), с которой Божественная Личность находится в борьбе (внутри Бога идет вечный теогонич. процесс). Т. неявно становится понятием, описываюшим внутр. Жизнь Абсолюта, и в этом плане Б. можно философом Т. по преимуществу.
Лит.: Карсавин Л. Философия истории. Берлин, 1923; Лосский Н. О творении мира Богом. Путь, № 57. Париж, 1956; Бердяев Н. Смысл творчества. М,, 1989; Булгаков С. Философия хозяйства. М., 1990; Лосский В. Догматическое богословие. Киев, 1991.