ТВОРЧЕСТВО
- акт или процесс созидания субстанциально нового бытия. Т. -
синоним творения или процесса творения в чел., в отличие от Божественного,
исполнении. В обыч. словоупотреблении и во мн. филос. учениях Т. - часто
синоним рождения, развития, формирования. В более строгом смысле Т. существенно
отличается от перечисленных понятий. Т. - одна из важнейших идей, категорий,
тем и проблем рус. религ. метафизики, которую (с опред. долей условности)
можно назвать философией Т., в отличие от философии развития (нем. идеализм
и волюнтаризм XIX в.), спасения (ср.-век. философия) или рождения (эманации)
- античность.
Идея Т. вошла в чел. сознание через иудео-христ. Откровение. Языческая
культура в различных ее нац. и историч. формообразованиях не знала идеи
Т., последняя сущностно инородна космологически-ориентированному миросозерцанию.
Для античного сознания универсален принцип "Ничто не происходит из
ничего" ("Бытие есть, небытия вовсе нет" - Парменид). Если
небытие допускается, то как момент вечно становящейся космич. жизни (Гераклит),
либо как нечто пребывающее наряду с бытием (Демокрит, атомистика). В целом
же бытие как таковое, Космос - вечен, "не создан никем из богов,
никем из людей, но всегда был, есть и будет..." Когда формирующаяся
на языч. почве метафизика учит об Абсолюте, последний толкуется сугубо
онтологически - как вечное, пребывающее над и вне времени. Абс. Бытие
(буддистская нирвана предполагается как-то существующей, в нее можно "войти"
и "выйти", и не связана с представлением о трансцендентном ей
абс. субъекте). Говоря о специфике отношения Абсолюта к миру, языч. сознание
принимает т. зр. "вечного рождения". - Либо Космос периодически
возникает и погружается в первобытный хаос (см. Теогония), либо он всегда
(вечно, беспрерывно) рождается во взаимодействии двух космич. онтологических
сил - Света и Тьмы, мужского и женского, Ума и материи (при опред. роли
муж. разумного начала), либо Абсолют (Единое) саморождает все из себя
(Эманация), включая перечисленные противоположности и даже хаос (небытие,
меон). В любом случае рождение представляется 1) происходящим всегда (символ
времени - круг); 2) имеющим естественный, закономерный и объективно-надличностный
характер; 3) процессом, в котором рожденное по своей сущности единородно
рождающему. В результате, в мире не "остается места" для смерти
(она - переход души в иное состояние, трансформация космич. энергии),
а зло оказывается либо видимостью, либо - онтологически субстанциальным
началом, равноправным добру (Зороастризм, манихейство).
Т. есть деятельность Бога как абс. Личности. Оно - акт свободой Божеств.
воли, явление Духа. Т. есть вызывание бытия из ничего, в котором субъект
Т. выступает онтологически трансцендентным и бытию, и ничто. (В мистич.
учениях монотеизма - Ареопагитики, Экхарт, Каббала - со временем было
выработано представление об Абсолюте как положительном "изобильном"
Ничто). Т. - 1) произошло "вдруг": точнее самое время (символ
которого отрезок), включая все "вдруг" и "всегда"
сотворено; 2) как акт ничем не детерминированного волеизъявления является
чудом; 3) есть созидание, реальность, которая сущностно, онтологически
инородна Творцу. В результате, зло признается реальностью, действительно
имеющей место в мире, по своему онтологич. статусу тварном; осмысление
смерти переводится из космологич. горизонта - в личностный, связывается
с грехом (ложной волей) и (в христианстве) понимается как то, что должно
быть окончательно побеждено в процессе обожения (см. Искупление, Воскресение).
В христ. богословии Т. - категория, посредством которой описываются отношения
Бога к миру. Внутр. жизнь Бога, мышление о коей допускается в той мере,
в которой Он сам открыл ее в слове Откровения, выражаются понятием Пресвятой
Троицы. Согласно "Символу веры", отношение Отца к Сыну определяется
как "рождение", отношение к Ним Св. Духа как "исхождение"
от Отца через Сына.
Идея Т., постепенно вошедшая в сознание человека, существенно отличает
христ. культуру от иных типов культурно-историч. развития. Если самосознание
средневек. человека основывалось преимущественно на чувстве его тварности
и греховности, и центральной для ср.-век. миросозерцания являлась идея
спасения, то в выработанном Эпохой Возрождения мировоззрении, обретшим
себе имя гуманизм, структура жизн. ценностей имеет кач-но иное основание.
Т. становится духовно-первичнее для человека, нежели спасение. Он все
более начинает относить Т. к самому себе, ощущать себя свободным субъектом
познания и действия, творцом истории и своей собств. судьбы (и потому
- богоподобным). Высказанное поначалу немногими гуманистами (Пико-делла-Мирандела)
убеждение о преимуществ. творч. природе ч-ка, начиная с XVIII века становится
все более привычной его хр-кой (для совр. человека имя "творческий"
- один из самых лестных эпитетов. Гуманистич. тип жизнедеятельности внутренне-противоречив,
в нем пытаются "ужиться" два разнородных начала - Т. и бытия.
Т. требует от человека как творца жертвы. Гуманизм же желает от Т. в "здесь-бытии",
трансформируя христ. идею спасения как онтологического преобразования
и возвышения души от Бога (Т. во имя спасения) в идею самоценности Т.,
осуществляемого в Мире и для человека. С этим связан специф. тип существования
гуманистической культуры, которых можно охарактеризовать как развитие.
Интуиция развития дана Кузанским, в рационально-понятийной форме изложена
Гегелем (Бог - вечно развивающаяся логич. идея), а в иррац. виде истолкована
Э. Гартманом; естественно-научное ее приложение - дарвинизм (и иные концепции
эволюции), известная социально-политич. проекция - марксизм (см. Прогресс).
Развитие синтезирует в себе принцип вечного бытия и перманентного творчества
(в отличие от неоплатонич. Эманации, развитие предполагает творч. новизну).
Т. становится внутр. моментом Бытия, в результате чего равным образом
вечное бытие и небытие оказываются "моментами" вечного же развития.
В теоретических системах, основанных на идее развития, Бог или вообще
исчезает (диалектич. материализм, волюнтаризм), или оказывается "встроенным"
в бесконечный и вечно осуществляющийся мировой процесс, субъект которого
- надличностная субстанция.
Фундаментальность идеи Т. в рус. религ. философии дает основание характеризовать
ее как одну из форм метафизики гуманизма. Однако она включает в себя острейшую
критику человекобожеской тенденции историч. гуманизма - как западно-европ.,
так и российского, и, с др. ст., - предлагает понимание Т. более "глобальное",
нежели классически гуманстическая метафизика. Смысл Т. раскрывается не
только в аспектах историческом или культурологическом (человек - творец
истории, собств. судьбы и культуры), но и теологическом, онтологическом
и космологическом.
В онтологии и космологии (в системах всеединства и у персоналистов есть
тенденция видеть Т. как энергетическую способность практически всего сущего
- дар творца тварн. бытию, благодаря которому оно в состоянии самостно
подтягиваться к божествен. сфере, но может и отпадать от нее). Т., т.обр.,
фундаментальнее развития, которое оказывается онтологическим следствием
Т.. У Франка осн. онтологич. характеристикой мира выступает своего рода
"творческая эмансипация".
В историософии (у Карсавина) Т. - метафизич. основание и высшая форма
развития. В гносеологии самобытной чертой рус. религ. философии (Соловьева,
Флоренского, Шестова, Бердяева), является идея познания как Т. В антропологии
(Флоренский, Булгаков, Бердяев) Т. трактуется в связи с идеями Логоса
и спасения : Т. - Божий дар человека Богу - Т., в религ. и онтологич.
смысле которого - сопротивление эпосу, небытию, смерти (см. Культура,
София).
В теологич. плане Т. выступает категорией, посредством к-рой осмысливается
стержневая тема - идея богочеловечества, отсюда - понимание смысла Т.
как свободной теургии: Т. - "мост" в энергетическом общении
Абсолюта и конечного бытия (в Т. Бог нисходит в мир, а тварь прорывает
свою конечность, восходя к Богу). В целом в рус. религ. мысли можно заметить
некоторое преувеличение роли Т., в сравнении с традиционными представлениями
о нем. Так, в системах всеединства и в примыкающих к ним по смыслу построениях
персоналистов, где потенция Т. выглядит атрибутом едва ли не всего сущего,
(происходит чрезмерное сближение Бога и твари через Т. Иную крайность
содержат воззрения Бердяева. У него Т. - атрибут личности, сотворение
почти отождествляется с падшим (объективация), в творч. актах человек
спасает бытие от небытия и спасается. Однако Бердяев не останавливается
на этой своеобразной "транскрипции", идеи обожения, развивая
в духе Экхарта, Беме и Шеллинга концепцию темной внеличностной подосновы
в Боге (Ungrund), с которой Божественная Личность находится в борьбе (внутри
Бога идет вечный теогонич. процесс). Т. неявно становится понятием, описываюшим
внутр. Жизнь Абсолюта, и в этом плане Б. можно философом Т. по преимуществу.
Лит.: Карсавин Л. Философия истории. Берлин, 1923; Лосский Н. О творении
мира Богом. Путь, № 57. Париж, 1956; Бердяев Н. Смысл творчества. М,,
1989; Булгаков С. Философия хозяйства. М., 1990; Лосский В. Догматическое
богословие. Киев, 1991.
|