ТЕОНОМИЯ ЧЕЛОВЕКА - (от греч. “бог” + “закон”) - богословское учение о назначении человека и смысле его жизни, о мере его свободы по отношению к божественным установлениям.

В религиозной этике вопрос о смысле жизни неразрывно связан с отношением человека к божеству и решается в зависимости от представлений о цели существования: ожидание спасения и стремление к нему как освобождению от земного бремени, или преображение этого существования, осуществление в нем религиозных ценностей. В теологии появились концепция о полном подчинении спасению всех используемых для его достижения средств и концепция, придающая средствам самостоятельное этическое значение. Первая ставит всю совокупность человеческих поступков в прямую зависимость от трансцендентного, склоняясь к гетерономии (от греч. “другой” + “закон”). Вторая отличает средства достижения высшей цели от нее и от конкретных целей и средств их достижения, выделяя наряду с поступками спасительными и греховными поступки безразличные по отношению ко спасению, а тем самым склоняется к автономии (от греч. “сам”), признанию самостоятельности человека. Примирить эти позиции пытаются богословы (П. Тиллих и др.), настаивающие на Т.ч. Т., в отличие от гетерономии и автономии, пытается органически соединить все горизонтальные цели жизни человека в их направленности на трансцендентный высший смысл. Проблема смысла жизни и ее решение в духе Т. приобретает особую остроту в переломные периоды исторического развития, когда формируются новые и переоцениваются старые религиозные и нравственные идеалы.

К. И. Никонов. - Человек. Философско-энциклопедический словарь. – М.: Наука, 2000. С. 378.