ТЕЛО, ДУША, ДУХ - основные понятия религиозной антропологии. В мифологиях и религиозных представлениях осознавалось наличие в человеке сознания, нравственности, несводимость человека к телесному существованию. Попытки объяснить пробуждение и утрату сознания, память и познание, сон и сновидения породили представления о наличии у человека души или множества душ, сущностей, оживотворяющих его тело, способных покидать его навсегда или на время, вселяться в др. тела или вести самостоятельное существование (духи). В некоторых религиях (напр., индуизм, джайнизм) и философских учениях божественная, небесная душа резко противопоставлялась телу, которое оценивалось не только как низшее начало, но и как источник зла. Пифагорейцы и платоники учили, что в человеке противостоят две природы: одна -тленное тело, другая — божеств, нетленная душа, которая вселяется в тело из духовного предсуществования и продолжает жить после разделения с телом в смерти. В Библии человек сознавался не столько существом, состоящим из души (нефеш) и тела (басар), сколько телом, одушевленным духом (руах) Божиим, оживотворенным телом.

Христианство сохраняет представление о двойственности человеческой природы, но человек понимается не столько как противоборство, сколько как союз природы видимой и невидимой (Иоанн Дамаскин). Христианство подчеркивает ценность телесного существования, воскресения во плоти, прославление и обожение всего человека, что обретает кульминацию в учении о боговочеловечении. Учение о предсуществовании душ (Ориген), или мысль, что души пребывали в некоем высшем, блаженном состоянии до своего вселения в человеческие тела, берущая свое начало в философии Платона и Плотина, была осуждена Церковью. Согласно др. учению, назв. традуцианизмом (от лат. traduco - переводить + anima - душа), душа передается при зачатии через семя отца. Третье, наиболее распространенное учение - креацианизм (от лат. creatio - сотворение + anima - душа), утверждавшее, что Бог творит из ничего душу для каждого человека, стало официальным в католической церкви и подтверждено энцикликой Пия XII "Humani generis" (1950), направленной против эволюционизма. Креацианизм, однако, ставит трудный вопрос: когда Бог вкладывает душу в человеческое тело: в момент зачатия или позднее?

К.И. Никонов. - Человек. Философско-энциклопедический словарь. – М.: Наука, 2000. С. 376.