СУБЪЕКТ -
Понятие и категория новоевропейской философии и современного сознания
в целом, коррелятивное объекту и выражающее активность, самостоятельность
и способность к внутреннему самоопределению, первичному по отношению к
определению внешнему. Такое - метафизическое, экзистенциальное и житейское
понимание С. отлично от логико-грамматического его понятия, где С. есть
определяемое в суждении (S есть Р), подлежащее, в отличие от предиката
как определяющего, сказуемого. Возникновение понятия С. как центрального
в миросозерцании эпохи связано с новым самоощущением человека в космосе,
в общ-ве и в церкви и соответствующему ему субъект-объектному стилю существования,
ценностное содержание которого выражено различными идеологиями и доктринами
гуманизма. История западного христианского мира выковала новый тип отношения
человека к природе, к другим людям, к самому себе, из нее вышел индивид,
чувствующий себя в своем богоподобии выше природно-космич. мира, не боящийся
одиночества и способный на самостоятельные волевые решения. С.-м воспринимает
себя человек, познавший свободу и стремящийся к самореализации через подчинение
себе всего иного - природы, другого человека, даже себя самого и своей
собств. судьбы. Представитель мифологического сознания ощущал себя "чем-то"
в синкретическом мире стихий и духов, носитель греко-римской культуры
- индивиудальной формой (атомом) в космосе, правоверный иудей - стебельком
на дыхании Бога и под Его взглядом. Для подобных типов жизневосприятия
нет С., нет и О., а значит - объективно-научной картины мира, - полнота
и органическая цельность жизни не понуждала человека к "рисованию"
таковой. В то же время чувство и дух С.-ти, а соответственно, понятие
С., фигурирующее а кач-ве одного из центральных, свидетельствуют об изжитости
космически-природного стиля существования или сугубо-тварного самосознания.
В рамках христианской культуры человек в состоянии ощущать себя уже не
атомом, а монадой. |