СУБЪЕКТ - Понятие и категория новоевропейской философии и современного сознания в целом, коррелятивное объекту и выражающее активность, самостоятельность и способность к внутреннему самоопределению, первичному по отношению к определению внешнему. Такое - метафизическое, экзистенциальное и житейское понимание С. отлично от логико-грамматического его понятия, где С. есть определяемое в суждении (S есть Р), подлежащее, в отличие от предиката как определяющего, сказуемого. Возникновение понятия С. как центрального в миросозерцании эпохи связано с новым самоощущением человека в космосе, в общ-ве и в церкви и соответствующему ему субъект-объектному стилю существования, ценностное содержание которого выражено различными идеологиями и доктринами гуманизма. История западного христианского мира выковала новый тип отношения человека к природе, к другим людям, к самому себе, из нее вышел индивид, чувствующий себя в своем богоподобии выше природно-космич. мира, не боящийся одиночества и способный на самостоятельные волевые решения. С.-м воспринимает себя человек, познавший свободу и стремящийся к самореализации через подчинение себе всего иного - природы, другого человека, даже себя самого и своей собств. судьбы. Представитель мифологического сознания ощущал себя "чем-то" в синкретическом мире стихий и духов, носитель греко-римской культуры - индивиудальной формой (атомом) в космосе, правоверный иудей - стебельком на дыхании Бога и под Его взглядом. Для подобных типов жизневосприятия нет С., нет и О., а значит - объективно-научной картины мира, - полнота и органическая цельность жизни не понуждала человека к "рисованию" таковой. В то же время чувство и дух С.-ти, а соответственно, понятие С., фигурирующее а кач-ве одного из центральных, свидетельствуют об изжитости космически-природного стиля существования или сугубо-тварного самосознания. В рамках христианской культуры человек в состоянии ощущать себя уже не атомом, а монадой.
Терминологически понятия С. и объекта стали центральными в нем. классич. философии. В этом ее можно оценивать как своего рода итог философии Нового времени в целом, сам строй мышления и проблематика которой субъектно-объектны. В ее рамках процесс самосознания человеком себя как С. выявился в специф. именно для новоевропейского мышления форму философствования - субъективный идеализм. Однако, в определенном смысле вся новоевропейская метафизика субъективная, в этом плане идеи субъективного идеализма в специфически трансформированном виде интегрируются почти всеми хр-ными для нее течениями мысли. Идеи философии Нового времени в рационалистической ее составляющей - (от Декарта до Гуссерля) - мыслить С. объективно. Практическую невыполнимость этой задачи рельефно показал Фихте. С другой стороны, мыслителями, как-то признающими иррациональное начало в человеческом существовании, "чистая" субъективность часто понимается в плане досознательного хаоса душевно-духовной жизни (философия жизни, психоанализ) или как "пункт связи" с Ничто (экзистенциализм), являющийся безосновным источником новизны в мире (См. Сознание).
В ряде систем рус. религ. философии, начиная с Вл. Соловьева, понятие С. существенно пересматривается в онтологическом, гносеологическом и этическом аспектах. Соловьев пытается на основе синтеза идей апофатического и мистического богословия, метафизики позднего Шеллинга и теософии Беме разработать своеобразный тип философствования - не субъективный или объективный (редикативный), но субъектный. (В Европе подобный ход мысли связан с философией экзистенциализма). Оригинальные онтолого-теологические концепции С. развиты Н. Лосским и Н. Бердяевым. - Креативная деятельность Бога состоит в творении субъектов, т.е. "субстанциальных деятелей". Лосский мыслит мир в духе Лейбница " как органич. целое - своего рода "онтологическое продолжение" деятельности субъектов (См. Монада); Бердяев склонен к пониманию мира в духе гностицизма как выпавшего из божественной полноты, т.е. жестко обозначает отделенность С. от объекта. Для РРФ в целом хр-на убежденность в возможности отношений малообъективных - субъект-субъектных, хотя не всегда она выражалась именно в указ. терминах.