СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА - одно из наиболее распространенных религиозных представлений и богословских учений о происхождении человека.

Согласно Библии (см. Быт. 1:26-28, 2:7, 21-25), человек обязан своим бытием не только спец. сотворению Богом его тела, но и особому творческому акту Бога, который сообщает ему "дыхание жизни", человеку придается статус особого и высшего творения по образу и подобию Божию, находящегося в личном отношении с Богом. В христианстве представления о С. ч. осмысляются в составе учения о спасении: человек сотворен с теми силами и возможностями и занимает такое место во Вселенной, чтобы мог вочеловечиться предвечный Сын Божий и явить славу Отца в условиях земного существования. В библейском и особенно новозаветном учении о С.ч. открывается, по мнению богословов, отношение человека к самому себе и к миру, свободное как от кумиротворчества, избыточной сакрализации природы, так и от хищнического, потребительского отношения к ней. На учении о С. ч. Богом по своему образу и подобию теологами основывается признание братства всех люде"' единого происхождения рода человеческого.

После применения Ч. Дарвином эволюционной теории к проблеме антропогенеза теологи стали переходить от отрицания этой теории с позиций библейского фундаментализма к ее переосмыслению, разрабатывать концепцию эволюционного творения, согласно которой Бог осуществляет в самой природе и через ее посредство процесс развития от простейших живых существ к человеку. Важную роль в этом отношении сыграл труд французского католического теолога и палеонтолога П. Тейяра де Шардена “Феномен человека” (1955). Сторонники т.н. научн. креационизма (Г. Моррис, Дж. Уиткомб, Д. Гиш и др.) отвергают компромисс с эволюционизмом, полагая, что палеонтологические данные не подтверждают происхождения человека от ископаемых высших обезьян.

К.И. Никонов. - Человек. Философско-энциклопедический словарь. – М.: Наука, 2000. С. 350-351.