СИМФОНИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ — модель, разработанная рус. философом Л. Карсавиным и выступающая основой его соц. концепций; результат прямого приложения его иерархической конструкции всеединства к соц. бытию. В данной модели соотношение божественной и тварной реальности рассматривается в категориях “совершенство” и “несовершенство” (тварь — несовершенная личность). Когда чел. индивидуальность взаимодействует с окружающим миром (не важно, осуществляется оно в познании, в деятельности или соц. бытии), то с необходимостью возникает некое динамическое, подвижное единство, которое охватывает исходную индивидуальность и осваиваемое ею бытие, обладая при этом несовершенным, зачаточным строением личности. Такое индивидуальное личностное образование Карсавин называет “С. л.”. Т. к. Вселенная, с которой взаимодействует ч., имеет иерархическую структуру, то существует и соответствующая иерархия С. л. “Тварное бытие в целом — симфоническая личность, причем одни моменты ее являются актуальными личностями, другие же не поднимаются над зачаточно личным (животные) или даже только потенциально-личным (вещи) бытием”.

С. л. находятся повсюду в мире; взамодействуя и переплетаясь друг с другом, включаясь друг в друга, они могут образовывать иерархические структуры. След., существуют С. л. низших и высших порядков, которые являются моментами др. С. л. или, напротив, имеют их своими моментами. В результате тварное бытие оказывается сложной иерархией взаимовключаюющихся личностей: “Единый в своем времени и пространстве мир осуществляет свое личное бытие, по крайней мере в человечестве. Он, несомненно, — симфоническая всеединая личность или иерархическое единство множества симфонических личностей разных порядков, а в них и личностей индивидуальных...”

Таким же иерархическим единством множества С. л. различного порядка является соц. бытие (социум). Чел. сообщества любого рода — совокупное чел-во, нации, соц. группы; конфессиональные объединения и пр. — Предстают как С. л. Каждая С. л. интегрирована в определенную иерархию, актуализируя в себе какие-то высшие личности и сама актуализируясь в каких-то низших. Данная связь имеет смысловое и ценностное содержание, ктоорое вытекает из предназначения тварного бытия — преодоления своего несовершенства, т. е. “усовершения”. При этом путь и критерий “усовершения” детерминированы иерархической моделью: для любой личности “усовершение” заключается в достижении наивысшей актуализации в себе (как в “моменте”) высших С. л.; для усовершенствования “всякая личность должна осознать себя как свободное осуществление высшей личности”.

Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 1999. С. 440-441.