РИТМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — повторяющиеся, периодические характеристики деятельности ч. В силу космобиопсихосоциокультурной природы ч. его деятельность имеет циклический характер. Цикличность чел. деятельности обусловлена ее локализацией в цикле или ритме, периодичностью, прерывностью и непрерывностью и т. д. Действительно, циклические (периодические) процессы характерны для всех уровней развития материи, начиная косм. и кончая соц. процессами. Данные науки свидетельствуют о том, что ритм и периодичность управляют Вселенной, живыми организмами, соц. явлениями. Ритм как бы “запрограммирован” сущностью движения, без которого бесконечный мир просто не может существовать; ритм выступает как основной закон природы и общества. Ритмы крайне разнообразны, и их нельзя сводить друг к другу, ибо на каждом уровне иерархической Вселенной мы встречаемся с качественно различными ритмическими процессами и структурами. На основании исторического материала крупный рос. психолог и невролог В. М. Бехтерев сделал вывод, “что везде и всюду проявление коллективной деятельности, как и проявление индивидуальной жизни, подчиняется закону ритма, имеющего, таким образом, всеобщее значение”. Ч. как космобиопсихосоциокультурное существо фокусирует в себе многообразные ритмы, порожденные косм., биол., психической и социокультурной эволюцией.

Ч. ежедневно совершает определенную деятельность без перерыва — он трудится, спит, играет, поет, пишет стихи и пр. В основе этой деятельности лежит биол. ритмичность функционирования чел, организма, а в ее основе — космопланетарное происхождение жизни и чередование дня и ночи. Ритм чел. деятельности день — ночь имеет астрономические корни: миллиарды лет назад под влиянием ритмов солн. активности начала функционировать первая живая клетка, а мыслящий ч. выбрал в качестве естественной меры времени своего труда и отдыха солн. ритм день — ночь. Чел. деятельность подчинена и др. ритму, связанному с таким астрономическим явлением, как солн. год. Еще в начале истории чел. общества деятельность наших предков (охота, сбор плодов и ягод) пробуждающееся чел. сознание зафиксировало смену сезонов (зима — весна — лето — осень), обусловленную движением Земли вокруг Солнца, а также цикл повторения фаз лунного месяца, вызванного вращением Луны вокруг Земли. Эти природные ритмы имели существенное значение для жизнедеятельности первобытных общин, поэтому были весьма точно измерены. Психологи установили, что именно осознание ритмических структур времени послужило изначальной объективной основой для осознания любых ритмических структур, т. к. ритмика косм. времени является формой бытия закономерно развивающегося мира.

Наряду с такими циклами деятельности, как год, сезоны, лунный месяц, сутки, ч. пользовался созданным им социокультурным циклом — неделей, в чем проявилась соц. сторона его природы. Вначале существовала “малая” неделя — пятидневка, возникшая из счета пальцев одной руки, затем появилась “большая” неделя па основе счета пальцев обеих рук (далеким отголоском этого является декада календаря Фр. революции 1789 г.). Семидневная неделя по своему происхождению является вавилонской, через древних евреев и греков она воспринята всем цивилизованным миром и сейчас кажется нам чем-то данным от природы. Циклический характер недели рельефно выражается в том, что она состоит из неравнозначных дней: уже древние присвоили каждому дню недели имя одной из видимых планет – Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, а также Луна и Солнце, т.е. различные дни носят разные имена, соответствующие различным вещам и событиям. Отсюда и обычай “счастливых” и “несчастливых” дней, когда одни дни считались неблагоприятными, а др. – благоприятными для свершения тех или иных действий или церемоний.

Три ритма деятельности – сутки, неделя и год – характеризуют и поведение соц. группы. При этом следует отличать суточный ритм деятельности от суток как астрономического явления, ибо ч. может (обычно так и бывает) осуществлять суточный ритм деятельности независимо от смены дня и ночи. Почти ежедневная сменная работа млн людей показывает, что суточный ритм чел. деятельности реализуется практически независимо от солн. суток В общем можно сказать, что календарные единицы времени (сутки, неделя, год) и ритмы чел. деятельности (сутки, неделя, год) различны по своей сути, но вместе с тем ритмы чел. деятельности воплощаются в соответствующих календарных единицах времени и, кроме того, несут в себе ритмы физ., биол., психического и социокультурного плана, ибо сам ч. есть итог космобиопсихосоциальной эволюции.

Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 1999. С. 199-200.