РИТУАЛ (от лат. ritus-"религиозный обряд", "принятый порядок"). Имеет этимологическое родство с ratio-"счет", "разум". В ведическом санскрите ему родственно понятие "rita" - "закон", "порядок", "ритуал" - сумма действий, воспроизводящих некоторые существенные характеристики бытия. Ритуал есть повторение последних не на уровне религиозно-метафизического созерцания, или научной теории, а на уровне поведения (прежде всего религиозного; светский ритуал, как бы он ни отличался от культового, вторичен и восходит к тем же корням). Ритуал- это не просто "отражение" высших структур мироздания, но и закрепление их, иногда даже-инициирование. Поскольку содержание ритуала развернуто в последовательность действий, он сопровождается мифом, "священным сказанием", объясняющим "сюжет" культового акта. Тот, кто совершает ритуал, принимает на себя функции тех сакральных фигур, что стали его источником, Так, в античных Дельфах ежегодно разыгрывался обряд убиения Аполлоном Пифона, а в Египте столь же регулярно во время религиозных праздников изображались основные сюжеты мифа об Осирисе и Исиде. Участники этих празднеств становились фигурами онтологически и религиозно значимыми - отсюда и мистериальный дух, присутствующий во всех священнодействиях. Ритуал характеризует прежде всего культовую жизнь, однако древняя философия не раз воспроизводила в своих понятиях отдельные стороны религиозного обряда. Можно вспомнить "окрыленную" упряжку-душу из платоновского "Федра", которая на самом деле есть парафраз на "крылатых эротов", управляющих колесницами во время Элевсинских таинств. Можно указать и на ритуальные по происхождению "невысказывание" скептиков, "молчание" неоплатоников. Впрочем, и новоевропейская концепция "метода" возникала из идеи "ритуала-матезиса" возрожденческих алхимиков. В XX столетии вопрос об исторической роли ритуала наиболее остро был поставлен так называемой "кембриджской школой ритуалистов" (20-30-е гг. XX столетия: Хук, Раглан, Джеме и т. д.). Представители этого направления именно ритуал считали источником мифа, эпоса и даже рацио. Своеобразной реакцией на творчество "кембриджской школы" стало внимание к ритуалу в философской культурологии, например, у таких несхожих фигур, как Гадамер и Элиаде.