РЕАЛЬНОСТЬ
(от позднелат. realis - вещественный, действительный) - вещественность,
онтологическое бытие-в-себе, т. е. в-себе-6ытие, абстрагированное от его
рефлектированности, выводимой из познавательной связи. В отличие от действительности
в реальности можно различить возможность и необходимость, в то время как
в действительности они совпадают. Реальность (благодаря средству реализации)
приписывается всему тому, что может возникнуть и возникло во времени,
что существует и является преходящим. Реальность принадлежит последним
вещам, которые не нуждаются в доказательстве. Проблема скорее заключается
в том, каким образом дана нам реальность, как мы понимаем ее. Проблема
эта может быть рассмотрена с различных сторон.
1) Познание направляется на сущее-в-себе, которое, чтобы быть познанным,
должно вступить в сознание, но как часть сознания должно сохранить известную
самостоятельность по отношению к познавательному акту. Сущее-в-себе, выступающее
как преднаходимое, имеет характер «достоверной видимости», и, кроме того,
оно обладает еще большей значительностью в качестве акта сознания, который
находит сущее-в-себе. Поэтому познание не является просто одним из актов
сознания; оно является «трансцендентным», «перешагивающим» др. содержания
сознания актом, который сообщает сущему-в-себе особый смысл, отличающий
его от др. содержаний сознания. Трансцендентный акт отличается от др.
актов (напр., от мыслительного акта) также и тем, что он представляет
собой схватывающий акт. Человек знает, что предмет, на который направлено
его сознание, является не собственно преднаходимым, а онтологически сущим-в-себе,
которое проявляется в преднаходимом. Это знание трансцендирует сферу психического,
микрокосмического, и ведет в макрокосмос, физическую действительность.
Одновременно это знание есть осн. феномен естественного реализма.
2) Наряду с (рациональным) трансцендентным познавательным актом существуют
эмоционально-трансцендентные акты, среди которых наиболее важны для проблемы
реализма эмоционально-рецептивные: опыт, переживание, страдание, терпение,
которые объединяются как «происшествия», как затронутость чем-либо, а
именно реальностью происшедшего и жесткостью реальности вообще (напр.,
в том случае, когда получают болезненный удар или толчок). В этом смысле
я «знаю» последствия моего действия, настроение моих ближних и т. д.,
переживаю успех или неудачу. В каждом эмоционально-рецептивном акте содержится
«необходимость перенести что-либо». Из противодействия, которое реальность
оказывает желаниям и действиям, вытекает также примитивное знание о реальности,
которое становится сознательнее только в результате восприятия реальных
предметов и их свойств. Осязание еще раньше всех др. чувств опосредует
уверенность в реальности, ее достоверность. Эмоционально-перспективные
акты (ожидание, предчувствие, готовность, подготовленность к чему-либо)
также свидетельствуют о реальности, т. к. они являются заглядыванием в
надвигающееся, в «грядущее», которое, как мы знаем, ограничит свободу
наших действий. Ожидание может обманывать, но только в частностях, а не
в основном, поскольку грядущее - это будущее, неотвратимо надвигающееся
на нас. Эмоционально-проспективные акты содержат реальную самоустановку
по отношению к суровости надвигающейся реальности, с которой человек должен
каким-либо образом справиться. Наконец, имеются эмоционально-спонтанные
акты (влечение, желание, деятельность, действие). В принципе они тоже
являются проспективными, т. к. направлены на возможность вмешательства
в ход событий, следовательно, на изменение грядущего путем влияния на
него. Они непременно порождают уверенность как в реальности грядущего,
так и в реальности последствий этих актов. Действие может быть направлено
также и на лица. «Затрагивайте» личности моими действиями может иметь
своим следствием обратное «затрагивайте» меня самого, на основании чего
можно судить о гораздо большем значении реальности личности по сравнению
с реальностью вещей. Все эти акты неразрывно связаны. В человеческой повседневной
жизни они исчезают в одной структуре актов, которая может быть охарактеризована
как свойство целостности бытия. Центром этой структуры является реальная
данность; реальная определенность постоянно руководит человеческим существованием.
|