ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — право на жизнь, свободу слова, неприкосновенность частной жизни, справедливую оплату труда, нормальное жилье, труд в здоровых производственных условиях, свободу совести и др. Все большее число индивидов участвует в движении за П. ч., чтобы в конечном счете осуществить одно из фундаментальных прав — иметь соц. условия для самоактуализации. На первой фазе движения в защиту П. ч. брошен вызов господству в политической сфере иерархически организованного общества. Амер. исследователь Р. Эйслер подчеркивает, что “сегодня все больше и больше людей бросает вызов традициям господства, основанного на силе”. Это значит, что в сознании индивида и масс пробивает дорогу идея нравственности политики, или “политической морали”. Значимость нравственного начала в политике предполагает, в частности, равноправие женщин и мужчин, которое до сих пор, по существу. отсутствует. Следует напомнить, что известные истории чел-ва общества. где женщины занимали достойное место, были более эгалитарными и менее агрессивными, т. к. имеется связь между семейной системой, где индивиды в процессе социализации приучаются безропотно подчиняться сильным (мужчина, как правило, сильнее женщины), и авторитарной политической системой (или системой господства). Сейчас возникла потребность в новом осмыслении и переформулировке П. ч. в теории и на практике с тем, чтобы полностью интегрировать частную и публичную сферы, интегрировать права женщин в новую модель сотрудничества в области П. ч. Фактически существует ряд “строительных блоков” этой новой модели — многочисленные конвенции и декларации и Устав ООН, утверждающие достоинство и ценность всех людей независимо от расы, религиозных убеждений и пола. Так, Конвенция ООН 1979г. “Об отмене всех форм дискриминации женщин” специально подчеркивает необходимость интеграции прав женщин как в теорию П. ч., так и в практику их защиты: без прав и свобод женщины невозможно становление целостной системы взаимодействия ч. и общества. Кроме того, эта конвенция является первой в истории, которая выходит за пределы искусственного разделения публичной и частной сфер.

Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 1999. С. 186-187.