ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА - предмет исследований современной психологии, включающий способность человека к деятельности в материальной, интеллектуальной и социальной сферах жизни. Поведение человека развивается на протяжении всей его жизни. Так же как тело подвержено непрерывным изменениям от младенчества до старости, поведение никогда не достигает стадии, на которой развитие прекращается. Причем поведенческое и телесное развитие тесно связаны друг с другом, и этапы того и другого в значительной степени совпадают. Наиболее распространена точка зрения, согласно которой на поведение комбинированно влияют природные и средовые факторы: индивид генетически предрасположен к определенным поведенческим проявлениям, которые в большей или меньшей степени формируются под воздействием среды. Большой вклад в исследование поведения человека от рождения до юности внес швейц. психолог Жан Пиаже, который связал умственное развитие с физическим взрослением. Сенсомоторная стадия умственного развития охватывает первые два года жизни ребенка и включает в себя постепенное усовершенствование изначально рефректорного поведения. Несмотря на то что младенец с момента рождения обладает зрением, способность фиксировать взгляд на определенном объекте развивается на протяжении первых месяцев жизни по мере овладения умением классифицировать различные визуальные стимулы. Развитие слуха происходит сходным образом. Двигательное развитие новорожденного соответствует стадиям созревания нервно-мускульной системы. Младенец умеет кричать с момента рождения, а к двухмесячному возрасту осваивает гуление и лепет, постепенно становящиеся основой осмысленной речи. Развитие детей в дошкольном и младшем школьном возрасте (дооперациональная стадия, по Пиаже) проявляется в познавательной, мотивационной и нравственной сфере и происходит в основном во взаимодействии ребенка с семьей. Интеллектуальное развитие ребенка приводит к тому, что он начинает применять символы, что является уже признаком абстрактного мышления: от собственных наименований предметов и их свойств он переходит к формированию понятий, т. е. к абстрагированию и классификации по признаку общности широкого спектра символов и представлений. Формирование у ребенка начального понимания закономерностей отражает его способности воспринимать взаимоотношения между различными сторонами явления. По мере освоения речи, начинающегося на втором году жизни, увеличивающиеся в объеме и дифференцирующиеся представления ребенка получают названия и могут использоваться в возрастающих взаимодействиях со взрослыми. Рост словарного запаса сопровождается овладением построением фраз, от простейших, состоящих из двух слов, к более сложным, грамматически правильным предложениям, построенным самостоятельно. В решении встающих перед ребенком задач играют роль восприятие, память и развитие новых представлений и закономерностей. Сильны стремления избежать одиночества или опасности, ведущих к возникновению тревоги. Еще более интенсивна мотивация ребенка к обретению любви, защиты и заботы со стороны окружающих взрослых, особенно матери. Удовлетворение этих осн. потребностей является предпосылкой роста интереса к окружающему миру и стремления к деятельсности, особенно к использованию игрушек. Быстро развивается в младшем и среднем школьном возрасте нравственная чувствительность ребенка. Амер. психолог Лоуренс Колберг исследовал прохождение ребенком нескольких стадий развития нравственности, характеризующихся, ориентацией на наказание, поощрение и, наконец, формирование личной позиции. Родители оказывают решающее влияние на развитие нравственных представлений детей в первые шесть лет жизни. Юность приходит с началом созревания репродуктивной системы. На этой стадии, согласно Пиаже, мышление обретает упорядоченность и логичность и индивид учится оперировать абстрактными идеями. Психологическими характеристиками этого периода являются независимость, половая идентификация, профессиональное самоопределение. Группа сверстников приобретает очень большое значение, обеспечивая подростка возможностью самовыражения, самооценки, самоопределения, одобряя или порицая его поведение. Из характера изменений, происходящих в поведении взрослого человека, следует отметить тот динамичный процесс, при котором собственная личность оценивается с точки зрения верности принципам, достижения цели и социального вклада. Подобным же образом поведение человека в пожилом возрасте, тесно связанное с телесными изменениями, окрашивается чувством цельности и полноты (или отсутствия таковых) применительно к предшествующим этапам.