ЛИЧНОСТЬ, персона (от лат. persona - маска, роль актера). Уже на закате античности так называют индивида, поскольку он не является лишь природным организмом, а проявляется в своем человеческом качестве. Все, что относится к личности, персоне, называется персональным. Со сменой взглядов, а особенно с накоплением знаний о человеке изменяется и понятие о личности. В процессе исторического развития, в особенности с начала нового времени, многие интерпретации личности выступают в философском обличье, и почти все они так или иначе сводятся к декартовскому дуализму тела и души и, значит, к религиозному (христ.) его источнику - будь это дуализм между Я и не-Я (Фихте), дуализм природы и духа (Гегель), воли и представления (Шопенгауэр), жизни и духа (романтизм, в последнее время - Клагес), сознательного и бессознательного (романтизм, Э. Гартман, психоанализ) или наличного бытия и существования (Кьёркегор, современный экзистенциализм). Личность - этический феномен. Она представляет собой содержание, центр и единство актов, интенционально направленных на др. личности. Подобно тому как каждому субъекту принадлежит объект, так и каждой личности принадлежит, грамматически говоря, «вторая личность»: всякому «я» принадлежит «ты». «Под личностью мы понимаем человеческий индивид, поскольку он - как действующий, наделенный волей и стремлениями, как представитель своих мыслей, взглядов, суждений, как существо с претензиями и правами, настроениями и оценками - предстает соединенным с др. такими же человеческими индивидами и узнает об их манере обращения, высказываниях, воле и стремлениях, встречается с их мыслями, взглядами, суждениями и занимает какую-то позицию по отношению к их претензиям, настроениям и ценностям» (Н. Гарман). Кроме того личность является носителем объективного духа. С 18 в. (особенно начиная с Канта и Гердера) личность начинают отличать от индивидуальности.

Евлампиев И.И.
ЛИЧНОСТЬ — соц. система, содержание нашего Я, которое представляет собой субстанцию нашего Я; это “суть не только наше тело и его потребности, но и мир постоянно расширяющихся в ходе жизни социальных отношений” (А.Т. Москаленко, В.Ф. Сержантов). Л. есть система соц. поведения и деятельности, ориентированная на существующий в данном обществе набор материальных и духовных ценностей. В истории философии и психологии накоплен колоссальный материал о системной организации личного Я. В обобщенном виде Л. выступает как взаимодействие таких важных феноменов, как телесное Я, самоидентичность, интенциональность (направленность), личностная интериоризация внешних отношений, образ Я, чувство неполноценности, совесть, вера, страх. К важнейшим структурам Л. относятся память, культура и деятельность, благодаря которым происходит формирование (генезис) Л. в той или иной социокультурной системе.

Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 1999. С. 426.