ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ — носитель и организатор отношений в обществе. Общество есть способ существования ч., поэтому его деятельность определяется “архитектурой” соц. действительности. Посредством соц. структур очерчиваются контуры чел. бытия; анализ архитектоники соц. мира позволяет проникнуть в глубины природы ч., ибо ч. является ядром общественно-исторического процесса, а все соц. отношения, образующие в совокупности сеть соц. связей, есть чел. отношения. Ч. выступает субъектом всех общественных отношений, в системе общественных связей он — своеобразный “узел”, к которому сходятся нити многообразных соц. взаимосвязей, т. е. ч. представляет собой индивидуальное бытие общественных отношений. И.В. Гете заметил: “Каждый человек— это целый мир, который с ним рождается и с ним умирает. Под каждой могильной плитой лежит всемирная история”.

Ч. в процессе трудовой Деятельности из природного материала создал для себя принципиально новую материальную и духовную среду и самого себя, т. е. ч. — результат и предпосылка чел. деятельности, а мир ч. есть воплощение чел. природы, мир соц. истории, мир чел. культуры; он не “запрограммирован” в досоц. природе, а является системой объективированных взаимоотношений индивидов, их живой чувственной деятельности миром развития сущностных сил ч. включающих в себя любовь, воображение и пр. Ч. — индивидуализированная всеобщность мира ч., ибо в каждом индивиде интегрированы все значимые черты его космобиопсихо-социокультурной природы. Вместе с тем каждый ч. по-своему индивидуализирует мир ч., мир природной и соц. истории, а также предметный мир культуры. Т. о., ч., его Я со всеми присущими ему индивидуальными св-вами конституирует своеобразный способ участия конкретного индивида в жизни коллектива.

Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 1999. С. 220.