ЧЕЛОВЕКОБОЖИЕ - религия человекобожества, термин, употреблявшийся рус. ре-лиг. философами (С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, В.Ф. Эрн) для характеристики мировоззрения интеллигенции, стоявшей на позициях социализма и атеизма, - якобы она создала "религию Ч." По Булгакову, любой человек, даже утративший веру в Бога остается релит., а потому может создать только суррогат религии: божественные черты приписываются человечеству. Предшественником "религии Ч.." религиозные философы считали Л. Фейербаха, опираясь на неадекватно истолкованное ими выражение "человек человеку - бог". Концепция "религии Ч." скорее всего была навеяна провозглашенной М. Штирнером и Ф. Ницше идеей сильного, стоящего "по ту сторону добра и зла" индивида - "сверхчеловека", призванного вершить судьбами человечества. Однако идея Ч. не нова: ее истоки - в глубокой древности, в первобытном культе. В Др. Греции из культа мертвых развилось представление о героях - полубожественных существах, стоящих на промежуточной ступени между богами (богом) и людьми. Героями считались не только мифологические существа (напр., Геракл или Прометей), но и реальные исторические личности - основатели городов (напр., Мильтиад), законодатели (Солон), драматурги (Софокл), павшие на войне (воины Марафона). По представлениям греков, к героям можно было обращаться за помощью так же, как и к богам (аналог. - христианские святые). В осн. идеи Ч. лежит гипертрофирование и фетишизация индивидуальных и социальных возможностей обожествляемой личности. Процесс возникновения понятия Ч. связан с перенесением уже сформировавшихся в сознании людей представлений о богах на конкретных людей или на абстр. понятие человека. Традиция обожествления конкретных истор. личностей издавна существовала в Др. Китае (Конфуций, Лао Цзы), божественные почести воздавались египетским фараонам. В период эллинизма в Египте и Сирии сформировалось представление о царе-боге. В имп. Риме возник культ имп. - от обожествленного после смерти Цезаря к прижизненному обожествлению Октавиана. Идея Ч. сыграла роль в возникновении христ. идеи богочеловека. В эпоху Возрождения "обожествление" человека как такового становится специф. приемом, позволившим гуманистам в противовес христ. учению о ничтожестве человека выдвинуть идею его величия, его свободной, творческой сущности. По Николаю Кузанскому, человек есть бог, хотя и не абс. образом, ибо он человек. Для Пико делла Мирандола человек - свободное существо, способное формировать себя и определять самому свое место в мироздании. "Обожествляемому" подобным обр. человеку никакие божеств, почести не воздавались, следовательно, понятие Ч. у гуманистов утрачивало прежний, религ., смысл. Фейербах также не вкладывал в формулу "человек человеку - бог" религ. смысл. Следы же религ. представлений о Ч. отразились в XX в. в культе личности.

З.А. Тажуризина. - Человек. Философско-энциклопедический словарь. – М.: Наука, 2000. С. 418.