ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ - состояния сознания ч., отличающиеся от обычного, бодрствующего состояния и вызываемые медитацией, приемом галлюциногенных в-в и пр. У здорового ч. галлюциногенные наркотики (психотомиметики) вызывают интоксикационные психические расстройства (психозы) обратимого характера. Клинические наблюдения показывают, что в результате интоксикации психотомиметиками происходит изменение сознания — “поворот всей психической установки с реальных объектов на собственные переживания” (Г. Мильштейн, Л. Спивак). При этом восприятия становятся яркими и сочными, характерно субъективное, созерцательное восприятие внешнего мира. В состоянии психоза, возникающего при интоксикации диэтиламидом лизергиновой кислоты, у ч., принявшего это средство, “появляется ощущение только “духовного” присутствия; все происходящее он хорошо и четко слышит и понимает, но кажется, что физически он при этом не присутствует” (Мильштейн, Спивак).

При помощи галлюциногенов растительного происхождения можно искусственно вызвать и поддерживать нужное время И. с. с. ч., чтобы он мог понимать определенный текст. Этот эффект использовали в Древнем Китае при изучении филос. текстов, трехслойных, многомерных по своей структуре и настолько сложных, что читать их мог только подготовленный читатель. Их начинали заучивать наизусть с детства и изучали на протяжении всей жизни; освоение всех слоев текста и соответствующая перестройка сознания занимали десятки лет. Для искусственного создания И. с. с., чтобы понимать тот или иной текст, в кит. традиции использовались средства растительного происхождения. Кроме того, жесткие правила озвучивания каждого сегмента текста требовали соответствующего ритма дыхания, посредством которого добивались И. с. с. любой степени глубины. Т. о., “для понимания текста и перестройки в соответствии с ним структур мышления достаточно было следовать традиционным парадигмам изучения и фонации текстов, не имея понятия о их многослойной структуре” (Спивак). Исследования И. с. с. методами филологии показывают, что многослойное построение является универсальным, хотя специфически выражается в текстах разных культур и эпох. Для европ. культуры характерны тексты Квинта Тертуллиана (2—3 вв. н. э.), в которых основные оси развертывания связаны со зрением, осязанием и восприятием.

Итак, особенности той или иной идеологии и философии зафиксированы в их языке, причем они не всегда явно выражены, но их можно выявить при помощи разнообразных средств: галлюциногенов, специально выработанной техники дыхания, необходимой для озвучивания текста, аутогенной тренировки и т. д., что имеет значение для творческого понимания текста, формулировки тех или иных идей. Напр., интуитивно формирующуюся идею невозможно в какой-то момент времени сформулировать; оказывается, “просветления” можно достигнуть при помощи аутогенной стимуляции, ибо оно связано с “релаксостимуляцией механизмов вербализации интуитивных представлений” (B.C. Лобзин, М.М. Решетников).

Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 1999. С. 321-322.