ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - неповторимость, культурное своеобразие человека. Особенности реальной жизни и деятельности того или иного конкретного человека включаются в содержание этого понятия. В настоящее время отсутствует однозначное определение соотношения между понятиями “личность” и “И.”. это обусловлено спецификой задачи, которую решает исследователь. Так, немецкий философ Ю. Хабермас считает, что понятия “личность” и “И.” Тождественны, фр. Философ П. Рикер полагает, что личность – это И. Особого рода, для рос. Философа Л. Баткина И. Есть определенная степень развития личности. Подход Рикера, согласно которому И. Выступает предварительным условием образования личности, позволяет преодолеть европоцентристскую персоналистскую традицию и полагать, что представление о личности как автономном образовании существовало в древности также и на Востоке.

Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 1999. С. 419-420.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - 1) своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств, выражающих сущность особенного, отдельного индивида; неточно употребляется для обозначения отдельной личности, в противоположность неразличимой массе людей (каждый из которых, однако, имеет собственную индивидуальность). 2) В отличие от личности специфическое, неповторимое в индивиде. Индивидуальность как таковая имеет идеальный ценностный характер, т.е. индивидуальная ценность независима от реальной личности. Этическая ценность личности состоит в сохранении верности самому себе, в подлинности и положительности ее сущности. В широком смысле она равнозначна кантовскому интеллигибельному характеру. Осуществление этой этической ценности, т.е. самоосуществление личности, есть добродетель. Но эта добродетель как таковая недостижима, достигнуть ее можно только благодаря индивидуальному осуществлению основополагающих ценностей (добра, благородства, совершенства, чистоты). Ответственность индивида за свое самоосуществление как личности совпадает с ответственностью за все, что находится в сфере его свободы и власти. В частности, индивидуальный «этос» (Ethos - нравственная ценность личности) состоит в основном направлении, избираемом в процессе самоосуществления основополагающих ценностей, т.е. он характеризуется формой, в которой совершается действие при наличии однопорядковых ценностей. В соответствии с этим личность аксиологически автономна. Исторически «великая индивидуальность» отнюдь не должна быть особенно добродетельной, но всегда должна облекать свойственное ей главное направление осуществления ценностей в особенно яркую и эффектную форму. Величие индивидуальности заключается в специфике отношения к царству ценностей. Привлекательность истинной индивидуальности состоит в том, что перед живущим вместе с ней человеком она, с одной стороны, открывает новое царство ценностей, а с др. стороны, устойчивую и ясную структуру.

Евлампиев И.И.