ИНДИВИД - (от лат. individuum - неделимое, особь), отдельно взятый представитель человеческой общности и всего человеч. рода. Одно из центральных, сквозных понятий общественных и гуманитарных наук (в особой, специфич. трактовке используется также в дисциплинах, изучающих поведение животных). В понятии "И." выражен образ единичного человека, своего рода социального атома, еще не наделенного богатством индивидуальных и социальных задатков. В социальном бытии И. выступает как неразложимый элемент, как клеточка социальной группы, общества или человечества. И. экземплярен, т.е. имеет определенные свойства, которые выделяют его из множества "других". Такое понимание во многом сложилось под влиянием многочисленных в истории мысли теорий "робинзонад", авторы которых в качестве исходной точки рассуждения берут фигуру "одиночки", стоящей у истоков человеческой истории. Но тогда пример с англ. путешественником явно неудачен. Ведь он спасся на необитаемом острове благодаря тем качествам, которые приобрел раньше, не от рождения, а именно в результате жизни в обществе. Робинзон Крузо - продукт определенного типа общества, а именно раннебуржуазного. Социальный процесс также реализуется через И., через его связи. "Осн. субъектом социального процесса, — подчеркивал Э. Фромм, — является И.: его стремления и тревоги, его страсти и раздумья, его склонность к добру и злу, поэтому его характер не может не влиять на этот процесс". Социальная история человека началась с того, что он выпал из состояния единства с природой, осознал себя как существо, отдельное от окружающего мира и от др. людей. Обособившись от природы, человек видит себя нагим и ощущает стыд. Он одинок и свободен, но беспомощен и напуган. В работах совр. исследователей показано, что история Европы и Америки с кон. ср. веков -это история полного обособления И. Этот процесс начался в Италии в эпоху Возрождения и, по-видимому, достиг своей наивысшей точки сегодня. Ср.-век. общество отличалось от современного отсутствием личной свободы. Личная, экономич. и общественная жизнь регламентировалась правилами и обязанностями, которые распространялись почти на все сферы жизнедеятельности.

Человек отождествлялся со своей социальной ролью. Еще не существовало индивидуализма как неограниченного выбора жизненных альтернатив. Средневековое общество не лишало И. свободы, - отмечает Э. Фромм, - уже потому, что И. как такового не существовало. Человек еще был связан с миром первичными узами; он видел себя лишь через призму своей общественной роли (которая была в то же время и его естественной ролью), а не в качестве индивидуальной личности. Точно так же и любой др. человек не воспринимался как И.

С понятием "И." тесно связан др. термин - "индивидуализация", т.е. растущее обособление И. от первоначальных связей. Оно достигло наивысшего развития в Новое время. В ср. века человек как бы отказывался от своей индивидуальности, от своеобычных, специфич. черт. Зато в принадлежности к социальной общности он обретал уверенность и жизненную ориентацию. Различия между индивидами в каждом обществе кажутся значительными, но в любом обществе существует определенный предел индивидуализации, за который нормальный И. выйти не может. Наиболее распространенным результатом процесса индивидуализации является чувство одиночества. Человек остается как бы один на один с этим миром, ошеломляющим и грозным. Оборотная сторона возникающей ситуации - отчуждение. Отчуждение, по Марксу, означает, что человек в своем освоении мира не узнает себя самого как первоисточник, как творец, а мир (природа, вещи, др. люди и он сам) кажется ему чужим, посторонним по отношению к нему. Они, как предметы, ему противостоят, даже если созданы им самим. Отчуждение означает восприятие мира (и себя самого) пассивно, разорвано, в отрыве субъекта от объекта. Вместе с тем, осознав свое положение, человек стремится изжить чувства одиночества и беспомощности, отказаться от собственной индивидуальности, т.е. снова раствориться в окружающем мире. При этом он вынужден либо подчиняться обществу, либо противопоставить ему свою активность. Процесс индивидуализации - это процесс развертывания духовного богатства человека - от И. к индивидуальности и затем к личности.

П.С. Гуревич. - Человек. Философско-энциклопедический словарь. – М.: Наука, 2000. С. 143-144.