ЕВРАЗИЙСТВО
- культурфилософское, научное и общественно-политическое движение в среде
русской эмиграции 1920-х - 30-х гг. Евразийцы впервые заявили о себе в
1921 г. в Софии программным сборником статей "Исход к Востоку".
Главой и душой движения был князь Николай Сергеевич Трубецкой - всемирно
известный лингвист, оригинальный этнолог и философ культуры, сын крупного
философа С. Н. Трубецкого. К евразийству принадлежали Петр Петрович Сувчинский
(мыслитель, критик, музыковед), Петр Николаевич Савицкий (географ, экономист,
геополитолог), Владимир Николаевич Ильин (богослов, философ, историк),
известный русский религиозный мыслитель Лев Платонович Карсавин и целый
ряд других одаренных представителей Русского Зарубежья.
Характернейшей чертой евразийства было стремление соединить консервативные
начала русского самосознания, восходящие к его православным корням и впервые
ясно выраженные старшими славянофилами, с новыми научными и философскими
идеями, с творческим восприятием задач культурного и национально-государственного
строительства. Во вступлении, открывающем "Исход к Востоку",
пояснялось, что статьи написаны в атмосфере катастрофического мироощущения
и что авторы ждут глубоких перемен привычного облика мира. Культура обнаружила
способность к динамичному обновлению. Поэтому сейчас не верится в возможность
"последних слов" и окончательных синтезов. "Утверждая,
вслед за славянофилами, самостоятельную ценность русской национальной
стихии, - говорилось далее, - воспринимая тонус славянофильского отношения
к России, мы отвергаем народническое отождествление этой стихии с определенными
конкретными достижениями, формами сложившегося быта" (Исход к Востоку.
С. V). Кроме того, одновременно провозглашались: принцип последовательного
индивидуализма и необходимость Церкви, со всей строгостью традиционных
форм религиозной жизни; национализм и его расширенный межэтнический характер.
"Свой национализм, - разъяснялось в "Исходе к Востоку",
- мы обращаем, как к субъекту, не только к "славянам", но к
целому кругу народов "евразийского" мира; между которыми народ
российский занимает срединное положение…" Русские люди и люди этих
народов ни европейцы, ни азиаты. "Сливаясь с родною и окружающей
нас стихией культуры и жизни - мы не стыдимся признать себя евразийцами"
(Там же. С.VII).
Основополагающим концептуальным понятием нового воззрения стала идея Евразии
- глубоко интегрированной этнопсихологической, геополитической и духовно-культурной
системы, самобытной относительно сообществ Востока и Запада, целостно-органичной,
самодостаточной и самовоспроизводящейся. Этнической основной евразийского
мира, указывал Н. С. Трубецкой, является симбиоз славянского и туранского
элементов, осуществившийся естественным образом, при историческом распространении
русского народа на Восток и смешении с туранскими или урало-алтайскими
племенами (угрофинами, тюрками, монголами, манджурами). На базе данного
этнического симбиоза, по мнению ученого, сложилась оригинальная славяно-туранская
этнопсихологическая общность, с сильными чертами устойчивости, выносливости
и консервативности, но в то же время обладающая сознанием относительности
исторических форм традиции ( См.: К проблеме русского самопознания. С.
50).
Географические и экономические начала самобытности России-Евразии выявлялись
и формулировались П. Н. Савицким. В отличие от европейских и азиатских
стран, расположенных южнее или юго-восточнее Евразии, указывал он, последняя
распростерлась на глубоко континентальных землях, отдаленных от морей
и совершенно неконкурентноспособных в мировой торговле. Поскольку издержки
сухопутного транспорта в десятки раз превышают издержки морского, евразийское
народное хозяйство может существовать и развиваться только в качестве
единой, целостной, государственно регулируемой системы, используя внешнеторговые
связи как несущественное дополнение экономики, обращенной внутрь континентального
"океана". Из этого соображения вытекла мысль, что гарантом целостности
и интегрированности евразийского пространства должно служить строго централизованное,
сильное государство, препятствующее обособлению приморских окраинных районов,
хозяйственному удушению континента и превращению его в придаток приморской
экономики (См.: Исход к Востоку. С. 105-106).
Истоки политического единства Евразии евразийцы обнаруживали не в Киевской
Руси, не в Руси северо-восточной, а в империи Чингисхана. По мнению Н.
С. Трубецкого, монголы сформулировали историческую задачу Евразии, положив
начало ее политической консолидации и самобытности ее государственного
строя. Русская мысль дала татарской политической идее лишь христианское
обоснование и таким образом, по словам Трубецкого, "сила горения
русского религиозно-национального чувства переплавила северо-западный
улус монгольской монархии в московское царство, в котором монгольский
хан был заменен православным русским царем" (Наследие Чингисхана.
С. 24).
Религиозно-духовной основой евразийской культурной общности было признано
Православие, вполне традиционно понятое как высшее и единственное по своей
полноте и непорочности исповедание христианства. Поскольку православная
традиция исходит из органического единства веры, мысли и жизни, то культура
и государство есть начально организованный материал своего собственно
церковного бытия. "Они есть то, что может и должно стать Церковью,
что становится Церковью", - подчеркивалось в одном из программных
документов движения (Евразийство. С.28).
Вместе с тем в понимании роли Православия евразийцы несколько отходили
от традиционно-русского противостояния как католицизму (латинству), так
и азиатско-нехристианским религиям. Сохраняя жесткую оппозицию латинству,
они утверждали об органической близости православному духу, даже потенциальной
православности, всего восточного языческо-буддистко-мусульманского мира.
Евразия была истолкована в качестве культурно-исторического региона, тяготеющего
к Православию как к своему религиозному центру, и способного путем свободного
развития породить специфические формы православного единства. Духовная
самобытность Евразии таким образом определялась как "симфонически-личная
индивидуализация Православной Церкви и культуры" или, говоря иными
словами, как симфония национально самобытных православных церквей и культур
евразийских народов под руководством наиболее зрелого и развитого русского
православия (См.: Там же).
Причины революционного крушения старой России евразийцы находили в ослаблении
чувства и сознания евразийской самобытности. Распад традиционных форм
православной культуры под воздействием реформ Петра, интенсивная европеизация
правящего класса в петербургский период, расширение Российской империи
на Восток, после победы над мусульманством - все это повлекло за собой
снятие религиозно, культурно, политически ощущаемых западных и восточных
границ России-Евразии. Империя, фактически продолжая собирательное дело
Москвы, идеологически ослабевала внутренне. Образованный и руководящий
верх все более отрывался от взрастившей его национальной почвы, изменял
идеологии "Москва-третий Рим", последовательно спускался с вершины
православно-национального самосознания к плоским религиям общехристианства,
общечеловечества, наконец, социализма. Империя рухнула. Но факторы ее
геополитического единства оказались сильнее революции. Евразийская держава
была вновь собрана, теперь уже большевиками в форме СССР. Причем новая
красная империя решительно отвернулась от Запада и обратилась к порабощенным
Европой народам Востока. Такая постановка вопроса "Европа и Россия"
естественным образом обусловливала сближение России и Азии. Последняя
в евразийском миросозерцании приобретала глубоко позитивный культурно-исторический
смысл. Азиатский мир рассматривался как весьма многоцветный, самобытный,
полный духовных сил, отнюдь не столь эгоцентрически ограниченный и прагматически
заземленный, как мир европейский. Азия для евразийцев - хранительница
всех мировых религиозных традиций и, как восточно-христианская страна,
Россия сама есть в значительной мере Христианская Азия.
Не отрицая вовсе враждебности или чуждости православию стихий ислама и
буддизма, евразийцы тем не менее представляли азиатский культурный и геополитический
элемент в качестве органической компоненты России-Евразии, а не просто
в виде естественного ее союзника на поприще исторического противодействия
Европе. Причем борьба против европейского культурного империализма и колониализма,
с евразийской точки зрения, не есть своего рода эгоистическая борьба неевропейских
народов против эгоизма Запада. Она имеет более высокий смысл, являясь
защитой духовной полноты человечества, как культурно-исторического Сада
Божия. Поэтому к судьбам нехристианской Азии православная Россия не может
быть равнодушна. Она сама органически входит в Азию, а Азия - в состав
России. И если западные духовные элементы включаются в ткань русской культуры
преимущественно как болезнетворные, разрушительные начала, то восточные
элементы укрепляют, стабилизируют нашу самобытность.
В силу психологически важного значения восточных начал для крепости русского
бытия, евразийцы отстаивали необходимость симбиоза европейской России
с азиатскими территориям, при сохранении первостепенной роли русского
народа во всем российско-евразийском геополитическом организме. Более
того, евразийцы утверждали, что весь обширный комплекс таких культур и
стран, как Европа, Передняя Азия, Иран, Индия, Индокитай, Китай и Япония
превратится в "рассыпанную храмину", если из нее выпадет собственно
русское этнокультурное начало.
Поскольку свою мировую функцию русские могут успешно выполнять лишь под
руководством высоко сознательного слоя национальных руководителей, отдающих
отчет в самобытности культурных основ и мирового призвания России-Евразии,
постольку главной задачей русской интеллигенции евразийцы считали не политику,
не партийные споры о форме правления. Формирование концепции фундаментальной
самобытности России, создание руководящей государственной элиты и обеспечение
международного курса страны, в соответствии с ее объективным своеобразием,
является, на их взгляд, судьбоносным заданием всякого мыслящего русского.
В пореволюционных условиях практической целью евразийства намечалось создание
особого политически ориентированного ордена, нацеленного на сознательное
и всестороннее восстановление изначальной самобытности России-Евразии,
вопреки различным стихийным искажениям евразийской идеи. Приветствуя федеративный
характер многонационального советского государства, евразийцы подчеркивали
необходимость замены примитивной, культурно разлагающей интернационально-классовой
идеологии большевиков, подспудно стимулирующей эгоизм отдельных наций
и сепаратистские тенденции, религиозно оправданной и культурно развитой
идеологией евразийской консолидации, сочетающей национализм каждого отдельного
народа Евразии-СССР с национализмом общеевразийским. Культурно-политическая
модель евразийцев вдохновлялась идеалом "государства правды",
призванного под руководством просвещенного, национально ответственного
слоя служить положительным духовным ценностям и укреплять творческую самобытность
российско-евразийского мира.
Созвучие тем, поднятых основоположниками этой теории, проблемам, стоящим
ныне перед нашей страной, а в значительной мере и перед всем человечеством,
придает евразийству исключительно современное гуманитарное и научное значение.
При ряде частных недостатков в мировоззрении евразийцев их общая заслуга
в истории русского самопознания совершенно бесспорна, ибо только евразийцы
впервые целостно поставили проблему цивилизационного типа нашей страны
и сделали эту проблему предметом комплексного анализа средствами философии,
культурологии, географии, этнологии, лингвистики, политологии, религиоведения.
Булычев
Ю.Ю
|