ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - права на жизнь, свободу, достойное существование, безопасность и т. п., образующие фундамент либерализма, который среди всех чел. ценностей на первое место ставит свободу. Амер. либерализм исходит из Декларации независимости, в которой права ч. на жизнь, свободу и стремление к счастью названы неотчуждаемыми. Стереотип индивидуальной свободы и сейчас является фактом амер. культуры. В политико-филос. аспекте взаимосвязь свободы личности и др. либеральных ценностей оказывается гораздо сложнее. По существу, в США индивидуальная свобода подчинена требованию безопасности личности, что на практике приводит к росту значимости безопасности государства, которое выявляет потенциально опасные напряженности в обществе и осуществляет предохранительные меры, т. е. действует на основе принципа “превентивного государства”. Европ. ученые подчеркивают приоритет права личности на безопасность перед остальными ценностями классического либерализма. В Декларации прав человека и гражданина 1789 г. зафиксированы такие Е. п. ч., как свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. В своем эссе о совр. моральном порядке фр. автор А.Ж. Слама показал, что праву на безопасность и жизнь подчинены все др. ценности, в т. ч. индивидуальная свобода и даже демократия, а из всех неотъемлемых прав ч. смогло “выжить” только право на безопасность. Причем существует определенная иерархия — безопасность индивида подчинена такой сверхценности, как жизнь. Не случайно сейчас в промышленно развитых странах Запада

понятие безопасности распространяется, в частности, на обеспечение каждому жизненно необходимого минимума благ и здоровья, что закреплено законодательным путем. Т. о., в этих странах осуществляется такой подход к безопасности личности, когда последняя является основой прочности государства, а след., его приоритетной целью.

Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 1999. С. 158.