ЭСХАТОЛОГИЯ. Теологическая доктрина последних событий (гр. ?scata). Это не предупреждение о событиях, которые должны произойти "позже", но взгляд в будущее - следущее для человека с его духовной свободой выбора - из настоящего в спаситетельной истории, ведомой событием явления Иисуса Христа к конечному исполнению этой собственной экзистенциальнной ситуации человека, которая уже эсхатологически полностью определена. Цель этого пророческого взгляда - понимание человеком его настоящего как определенного будущего, содержащегося в настоящем и уже давшего ему спасение, которое должно принимать как акт Бога, время и место которого пока неизвестны. Эсхатологическое понимание настоящего не искажает восприятие спасения, уже достигнутого в Иисусе Христе, и не влияет на действия христиан в деле познания и устройства будущего (этого мира), без которого Бог не введет абсолютное, окончательное будущее (продуктивная эсхатология).
(1) Герменевтика эсхатологических утверждений должна установить нормы, которые могут предотвратить ложные "апокалиптические" интерпритации эсхатологии (Апокалипсис), так же как и "демифологизацию", абсолютную экзистенциализацию эсхатологии (Демифологизация).Последняя забывает, что чеоловек живет в истинной временности, обращенной к будущему, которое придет в действительности, и в мире, который не просто существует абстрактно, но должен еще достичь спасения во всех своих измерениях (включая измерение светской временности). Эти нормы проясняющие inter alia, рассуждения о Небесах и Аде, знаменательны тем, что последний акт Божьего милосердия будет, несомненно, победительным. Это триумфальное утверждение о Небесах становится утверждением паломника, который принимает за истину утверждение об Аде за истинное и оставляет открытой свободу проклятия, рассматривая их обоих как индивидуальный акт надежды на спасение (Надежда). Утверждения эсхатологии должны всегда оставаться открытыми как утверждения о наших возможностях, нам данным и котрые мы не можем обойти. Они должны оставаться открытыми, несмотря на призывы к эзотерическому познанию аллегорического Апокатастасиса, а также ввиду призывов к пониманию Божьего Суда как тайного действия. И это знание должно быть конкретным знанием о безусловном действительном проклятии. Эти нормы помогают установить различие между содержанием эсхатологического утверждения Писания и Традиции и способом его выражения.
"Эсхатология утверждает inter alia следующие положения: (а) внутренняя конечность и историческая природа времени, идущего от истинного начала к истинному концу, не может быть отменна; (б) характер "отныне и вовеки веков" имеет каждые момент истории спасения; (в) смерть и Богоподобное явление "преображения" есть необходимые модусы истинного свершения времен; (г) конец уже дан в Воплощении, смерти и воскресении Иисуса; (д) "данность" конца - это установленная реальность победительного милосердия и самопознания Бога; (е) особенный характер времени "после" Христа; (ж) постоянный элемент раздора и состязания в это время (антихрист), который усиливается по мере приближения конца; (з) затем - окончательная отмена космических сил закона и смерти; (и) "Суд" как осуществление мира; (к) значение гуманности Иисуса в вознесении; (л) видение вознесения, как видение последнего таинства; (м) отношение между Небесами искупления и отвергаемым миром демонов; (н) метафизическая природа тела славы, которая только у ангелов и людей составляет Basilea.
Сложной теологической проблемой является диалектика между индивидуальной эсхатологией (смертью, личным судом, небом, адом или чистилищем) и общей эсхатологией (Общий Суд, вечные Небеса, вечный Ад). Мы не можем отнести эти две области к различными реальностям (вознесение "души" - воскресение "тела"), поскольку человек - единство бытия, образованное телом и душой, и все библейские утверждения неизменно подтверждают единство его природы.
Современная теология "эсхатологически" применима к современности, поскольку последние дни наступили со времени Христа ("эсхатологический акт Бога"); и там, где кажется, что она относится только к будущему, - это лишь означает, что будущее объясняет наше настоящее ("эсхатологические утверждения Писания").