ЭРОС
- древнейшая созидающая сила в классич. антич. мифологии и эзотерич. культах,
источник влечения и порождения. В "Теогонии" Гесиода утверждается,
что Э. причастен к исходному пункту праистории. Первоначально мыслился
и изображался как нечто внеиндивидуальное и неопределенное и лишь в эпоху
эллинизма превратился в шаловливого сына Афродиты.
В истории философии смысл Э. и идея эротичности были открыты платон. традицией.
Платонизм фиксирует два типа эротичности, два "вектора" внутриэротич.
влечения. Э. - род мании, к-рый может быть для индивидуума и разрушительным,
и благодетельным. Разрушителен он в случае, если любовная мания, охватившая
человека, ограничивается стремлением к удовлетворению низменных страстей.
Благодетелен, когда вожделение оказывается ограниченным разумом и на смену
похоти приходит любование прекрасным самим-по-себе, светящимся сквозь
черты любимого. Природа прекрасного, по Платону, тождественна природе
идеального. В результате Э. возводит влюбленных к высшим родам бытия,
являясь фактически силой познания. В этом смысле понятие Э. близко к платоновскому
же понятию "анамнезис" (знание как припоминание душой увиденного
до ее инкарнации).
И "низменный", и "возвышающий" Э., несмотря на безусловно
отрицательный характер первого, основывается на снятии, преодолении дурной
единичности, конечности чел. существования. Э. может привести к полному
разрушению последнего, но может и утверждать индивидуум как существо,
чья природа лежит в высших сферах.
В дальнейшем в истории религ. и филос. учений получили осмысление и интерпретацию
оба вида Э. Христ. культура несет в себе очевидное отрицат. отн. к чувств.
любви, с к-рой обычно принято отождествлять эротику. Так, традиционная
т. зр. на божеств. любовь как на кеносис, любовь нисходящую, осн. на избытке
и полноте Абсолюта, т. е. как на любовь каритативную, прот. эротической.
Однако, чел. любовь к Богу в своей осн. эротична, ибо вытекает из неполноты
и ущербности тварного бытия. Подобный Э. требует и включает в себя духовное
преображение человека.
В гуманистич. культуре, к-рая в результате приходит к утверждению человека
не как образа и подобия Божеского, а как "естественного существа",
идея фундаментальности "нижней эротичности" в чел. жизни легла
в основу фрейдизма. Психоаналитич. философия в этом смысле не просто течение
мысли и науки, но эквивалент религ. мировоззрения, нацеленного на самооправдание
человека (возвышающий Э. - только форма проявления, сублимация Э. фундаментального
является осн. инстинктом чел. жизни).
Традиции христ. мистики и религ. идеализация обычно опираются на платонич.
образ Э. (см. София).
Лит.: Вышеславцев Б. Этика преображенного Эроса. Париж, 1932; Философия
любви в России. М., 1990.
|