ЭРОС - древнейшая созидающая сила в классич. антич. мифологии и эзотерич. культах, источник влечения и порождения. В "Теогонии" Гесиода утверждается, что Э. причастен к исходному пункту праистории. Первоначально мыслился и изображался как нечто внеиндивидуальное и неопределенное и лишь в эпоху эллинизма превратился в шаловливого сына Афродиты.
В истории философии смысл Э. и идея эротичности были открыты платон. традицией. Платонизм фиксирует два типа эротичности, два "вектора" внутриэротич. влечения. Э. - род мании, к-рый может быть для индивидуума и разрушительным, и благодетельным. Разрушителен он в случае, если любовная мания, охватившая человека, ограничивается стремлением к удовлетворению низменных страстей. Благодетелен, когда вожделение оказывается ограниченным разумом и на смену похоти приходит любование прекрасным самим-по-себе, светящимся сквозь черты любимого. Природа прекрасного, по Платону, тождественна природе идеального. В результате Э. возводит влюбленных к высшим родам бытия, являясь фактически силой познания. В этом смысле понятие Э. близко к платоновскому же понятию "анамнезис" (знание как припоминание душой увиденного до ее инкарнации).
И "низменный", и "возвышающий" Э., несмотря на безусловно отрицательный характер первого, основывается на снятии, преодолении дурной единичности, конечности чел. существования. Э. может привести к полному разрушению последнего, но может и утверждать индивидуум как существо, чья природа лежит в высших сферах.
В дальнейшем в истории религ. и филос. учений получили осмысление и интерпретацию оба вида Э. Христ. культура несет в себе очевидное отрицат. отн. к чувств. любви, с к-рой обычно принято отождествлять эротику. Так, традиционная т. зр. на божеств. любовь как на кеносис, любовь нисходящую, осн. на избытке и полноте Абсолюта, т. е. как на любовь каритативную, прот. эротической. Однако, чел. любовь к Богу в своей осн. эротична, ибо вытекает из неполноты и ущербности тварного бытия. Подобный Э. требует и включает в себя духовное преображение человека.
В гуманистич. культуре, к-рая в результате приходит к утверждению человека не как образа и подобия Божеского, а как "естественного существа", идея фундаментальности "нижней эротичности" в чел. жизни легла в основу фрейдизма. Психоаналитич. философия в этом смысле не просто течение мысли и науки, но эквивалент религ. мировоззрения, нацеленного на самооправдание человека (возвышающий Э. - только форма проявления, сублимация Э. фундаментального является осн. инстинктом чел. жизни).
Традиции христ. мистики и религ. идеализация обычно опираются на платонич. образ Э. (см. София).
Лит.: Вышеславцев Б. Этика преображенного Эроса. Париж, 1932; Философия любви в России. М., 1990.