ДИАЛОГ —
форма речи, разговор, в к-ром дух целого возникает и прокладывает себе
дорогу сквозь различия реплик. Д. может быть формой развития поэтич. замысла
(особенно в драме, где он противостоит монологу и массовой сцене); формой
обучения: тогда истина предполагается известной до разговора, разыскивается
способ ее разъяснения; Д. может быть формой филос. исследования (напр.,
у Платона) и религ. откровения. Иногда все эти аспекты совпадают. Решает
присутствие (или отсутствие) духа Целого (по крайней мере, у нек-рых участников
Д.). Если целое не складывается, мы говорим о Д. глухих, косвенно определяя
этим подлинный диалог как разговор с попыткой понять собеседника. Разговор
Мити Карамазова с Алешей — Д., разговор Мити с Хохлаковой, в к-ром также
участвуют два лица, приближается к массовой сцене, к излюбленному Достоевским
скандалу, когда все кричат и никто никого не слушает. Второй Ватиканский
собор постановил перейти к Д. с некатолич. исповеданиями христианства
и нехристианскими религиями. Это всеми понимается как конец односторонней
пропаганды и попытка разговора на равных, попытка убеждать и учиться в
одно и то же время. В идеальном Д. все собеседники прислушиваются к правде
Целого; гегемония принадлежит тому, кто меньше всего к ней стремится,
кто не горит желанием утвердить свое сложившееся ранее исповедание истины,
кто держит ворота истины открытыми.
Когда в Д. перекликаются несколько голосов, можно его назвать по-русски
беседой. В классич. диалоге или беседе согласие достигается без резко
выраженной гегемонии одного голоса. Так написан платоновский “Пир”. Истина
раскрывается постепенно, общим усилием, и во всей полноте остается как
бы плавающей в паузах между репликами. Напротив, в “Государстве” Платон
использует привычную форму Д., излагая теорию, внутренне не диалогичную,
теорию-систему, естеств. изложением к-рой был бы монолог.
Форма Д. встречается в фольклоре (напр., в состязании загадками) и во
всех высоких культурах. Мы находим элементы Д. в упанишадах. Разговоры
Конфуция с его учениками вошли в сокровищницу кит. мысли.
Наименее диалогична культура ислама. Разговоры Мухаммеда с его современниками
не записывались как целое; из контекста вырывались суждения пророка и
становились источником права (хадисы). Неразвитость Д. — одна из причин
неготовности ислама к контактам с Западом и восприятия плюрализма как
угрозы порядку.
Истоки зап. Д. — в эллинском театре, в споре равно достойных принципов
(как материнское и отцовское право в “Орестейе”). Духу трагедии соответствуют
Д. Платона, духу комедии — Д. Лукиана. В ср. века Д., по большей части,
используется в пед. целях; однако внутренне диалогичны “Sic et non” Абеляра,
анализ открытых вопросов схоластики. Сдвиг философии Нового времени к
научному методу вытесняет Д. в эссе и филос. роман (“Волшебная гора” Томаса
Манна). В России дух Д. складывается в спорах западников и славянофилов.
Глубоко диалогично творчество Достоевского. Внутренне диалогичны мыслители,
испытавшие влияние Достоевского (Бердяев, Шестов, Розанов). Диалогичны
“Вехи” (отд. статьи сборника могут читаться как реплики равных). В форме
Д. написаны нек-рые опыты С. Булгакова. Бахтин исследовал внутр. форму
Д. культурных миров в “полифонии” Достоевского.
Полифония и Д. одинаково противоположны диалектике, утверждающей относит,
истинность каждой ступени в развитии идеи. Д. скорее утверждает образ
Целого по ту сторону знаков.
Поиски утраченной целостности вызвали в Европе 20 в. опыты диалогич. философии.
Создатели ее, Бубер и Марсель, отделили отношения Я-Ты от отношения Я-Оно.
Обычное деление на субъект и объект смешивает Ты и Оно в объекте, подчиняя
отношение к Ты нормам отношения к Оно. Это превращает собеседника в предмет,
обесчеловечивает и обезбоживает мир. Сосредоточенность мысли на мире как
предмете “ведет к технократич. развитию, все более гибельному для целостности
человека и даже для его физич. существования” (Г. Марсель). Целостность
человеч. духа разрушается вытеснением Бога в мир Оно, где Бог, по убеждению
Бубера, немыслим. Бубер обретает Бога только как Ты, как незримого собеседника
во внутреннем Д., отрицая возможность говорить о Боге в третьем лице.
И любовь к природе, и любовь человека к человеку вытекает из отношения
Я — Ты и рушится, если собеседник становится третьим лицом, другим.
В филос. Д. “ни один из спорящих не должен отказываться от своих убеждений,
но... они приходят к чему-то, называемому союзом, вступают в царство,
где закон убеждения не имеет силы” (Бубер), — в том числе и в Д. религий.
Д. — основа совр. зап. равновесия, достигнутого после двух мир. войн.
Эффективность экономики невозможна без устойчивого порядка, а устойчивый
порядок без социальной защиты. И наоборот: социальная защита неэффективна,
если неэффективна экономика. Всякий принцип, последовательно проведенный
до истребления противоположного, становится абсурдом, сеет обломки. “Слишком
много сознания — это болезнь” (Достоевский). Сознание здесь означает безусловную
верность принципу, привычку выстраивать логич. схемы и подчинять им жизнь.
В “Логико-филос. трактате” Витгенштейн писал: “Мистики правы, но правота
их не может быть высказана: она противоречит грамматике”. Правота здесь
— чувство целого. Глаза нашего разума неспособны глядеть на Целое в упор.
Все, что можно сформулировать рационально, уводит от жизни. Возражение
всегда достойно быть выслушанным, даже если оно несвоевременно. Говоря
о принципе, надо подумать о противоположном, о противовесе, чтобы в миг,
когда принцип заводит в пропасть, отбросить его.
Линейное мышление односторонне и несет в себе неизбежность ложного итога.
Это, по-видимому, имели в виду ср.-век. монахи, создав пословицу: “Дьявол
— логик”. Примерно то же говорит Кришнамурти в своей притче: “Однажды
человек нашел кусок истины. Дьявол огорчился, но потом сказал себе: “Ничего,
он попытается привести истину в систему и снова придет ко мне””. Д. —
попытка лишить дьявола его добычи.
Лит.: Бубер М. Я
и Ты; Диалог // Бубер М. Два образа веры. М., 1995; Витгенштейн Л. Логико-филос.
трактат. М., 1958; Хайдеггер М. Из диалога о языке. Между японцем и спрашивающим
// Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993; Тощенко В.П. Философия культуры
диалога. Новосиб., 1993; Диалог в философии: Традиции и современность.
СПб., 1995.