АРХЕТИП - в психоанализе изначальные образы, вокруг которых организуется содержание бессознательного. Концепция швейцарского психолога и философа К. Юнга об А. коллективного бессознательного основывается на спонтанном проявлении мифологических мотивов в снах современных людей и аналогии между архаическими космогоническими и эсхатологическими идеями и бредом параноиков. Юнг подчеркивал, что гипотеза о существовании "сверхличного" бессознательного не является плодом исключительно теоретического размышления, а навеяна клинической практикой, в ходе которой ему удалось установить, что пациенты в своих сновидениях обнаруживают такие картины и образы, с которыми они сами никогда не сталкивались в реальной жизни и которые во многом напоминают мифологические сюжеты, известные исследователям чел. культуры. Причем оказалось, что у разных народов в разных уголках земного шара пациенты, обращающиеся к врачу за помощью, описывают во многом совпадающие сновидения. Так, у негра, не имеющего какого-либо образования и, след., не знакомого с европейской культурой, в процессе анализа его сновидений обнаружились образы греческой мифологии; у европейца, никогда не обращавшегося к идеям восточных мистиков, в сновидениях появляются вдруг замысловатые картины или фигуры, встречающиеся в древнеиндийских и древнекитайских трактатах. Юнг провел параллели между картинами сновидений, сообщенных ему различными пациентами, и изобразительными памятниками далекого прошлого. Нечто аналогичное ему удалось обнаружить не только в сновидениях, но и в фантазиях, галлюцинациях душевнобольных, разнообразные видения которых сопровождались мифологическими мотивами. Отсюда Юнг вывел гипотезу о "заднем плане", "ночной половине" души, в которой сконцентрированы образы сверхличного, или коллективного бессознательного, обычно не попадающие в поле сознания ч. По его словам, "лишь очень редко доходит до нас весть из той, "ночной половины" души, ибо сломаны мосты, соединяющие два мира". Эти А., сокровеннейшая сущность которых недоступна опыту, представляют собой осадок психического функционирования ряда предков, т. е. собранные миллионами повторений и сгущенные в типы опыты органического бытия вообще. Поэтому в этих А. представлены все опыты, которые с древнейших времен происходили на Земле. Чел. психика включает в себя самые разнообразные А., но все они, согласно Юнгу, имеют архаический характер и являются своего рода кантовскими ноуменами того исконного образа, который может быть воспринят только интуитивным путем и благодаря бессознательной деятельности фантазии поднимается на поверхность сознания в форме различного рода видений и религиозных представлений.

Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 1999. С. 313-314.