АНТРОПОГЕНЕЗ
(от греч. “человек” и “происхождение”), букв. "процесс происхождения человека совр. типа (Homo sapiens) от его животного и человекоподобного предка". Научное исследование этого процесса можно датировать выходом в свет труда Ч. Дарвина "Происхождение человека и половой подбор" (1871), в котором впервые была сформулирована идея общего филетического корня человека и совр. антропоидов (т.е. человекообразных обезьян), и работы Ф. Энгельса "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" (1876 г., опубл. в 1896 г.), где впервые была обоснована идея, согласно которой именно труд явился решающим фактором, детерминировавшим эволюционное превращение древнего гоминоидного предка человека в подлинного человека, т.е. в существо социальное и культурсозидающее. В XX в. эти идеи были объединены в общую концепцию биосоциальной природы человека, лежащей в основе всего совр. чрезвычайно разветвленного комплекса науч. исследований человека. Эти исследования идут по трем гл. направлениям: 1) уточнение филогении совр. человека, точек ветвления различных антропоидных линий на общей гео- и палеохронологич. шкале, уточнение недостающих звеньев внутри линии гоминид, выделение осн. стадий в становлении человека совр. типа; 2) выяснение биологич. предпосылок и эволюционных генетич. механизмов трансформации морфофункциональной организации гоминоидных предков человека в направлении, обеспечившем предку совр. человека прямохождение, использование передних конечностей в качестве естественных "орудий производства", развитие речи и мышления, сложных форм трудовой деятельности и социальность; 3) уточнение общей теории происхождения человека, или теории антропогенеза как сложного, комплексного процесса, осуществляющегося на основе тесного взаимодействия биологич. и социальных факторов. Несмотря на то что этой области науч. исследования уже более 100 лет, она до сих пор остается весьма динамичной и бурно развивающейся. Достаточно сказать, что наиболее сенсационные открытия и находки в этой области были сделаны букв. в последние 20-25 лет.

По совр. представлениям, началом процесса становления человека совр. типа можно считать появление рамапитека (14-20 млн лет назад) - существа, устойчиво перешедшего к прямоходящему образу жизни в саваннах и систематически использующего орудия (но еще не производящего их). След. ступень - появление австралопитека (5-8 млн лет.), широко использовавшего подобранные и отчасти подработанные орудия, от него около 2 млн лет назад произошел первый представитель рода Homo - Homo habilis, или "человек умелый". Вид "Homo erectus - "человек прямоходящий", время появления которого датируется 1-1,3 млн лет, имел объем мозга в пределах 800-1200 см3 (объем мозга совр. человека - 1200-1600 см3). Homo erectus овладел иск-вом изготовления довольно совершенных орудий охоты, овладел огнем .(что позволило ему перейти к вареной пище), и, видимо, речью. Его прямым потомком и стал Homo sapiens, или "человек разумный" (150-200 тыс. лет), который на стадии "кроманьонского человека" (40—50 тыс. лет назад) уже вполне приблизился к совр. человеку не только по внеш. физическому облику, форме черепа и чертам лица, но и по уровню интеллекта, по способности организовывать коллективные формы трудовой деятельности, строить жилища, изготовлять одежду, пользоваться высокоразвитой речью, а также по интересу к прекрасному и способности испытывать чувство сострадания к ближнему, и пр.

Что касается общей теории А., то ее основу в течение всего XX в. составляла идея труда, трудовой деятельности как ведущего фактора историч. становления человека и человеч. об-ва. Но и она не оставалась неизменной в течение всего этого времени. Гл. изменения, которые она претерпела, - это переход от прямолинейного механистического понимания орудийной деятельности в качестве непосредственной детерминанты развития человеч. черт и способностей у гоминоидных предков человека к пониманию ее как важнейшего элемента целого комплекса детерминирующих факторов, в котором орудийная деятельность превращается в труд как ведущий фактор общественного развития только во взаимодействии с др. факторами социализации человека, такими как язык, сознание, нравственность, мифология, ритуальная практика и т.д.

В.Г. Борзенков. Человек. Философско-энциклопедический словарь. – М.: Наука, 2000. С. 31-32.