АНТРОПОЦЕНТРИЗМ - система взглядов, согласно которой человек является центром существующего мира. Данный подход к месту ч. в мироздании был отброшен в силу развития естествознания, однако он возродился в 20 в. благодаря позиции фр. палеонтолога и теолога П. Тейяра де Шардена. Он исходил из философского А. (ч. занимает исключительное положение в Космосе) и обосновывал тезис 6 "концентрации сознания" отдельных индивидов в коллективном разуме - точке Омега. В своей книге "Феномен человека" он дает своеобразный ответ на вечный вопрос о смысле и цели человеческого существования, который сводится к следующему: ч. как "ось и вершина эволюции" ярко раскрывает то, что изначально, хотя бы в возможности присуще всей материи, т. е. ч. есть сложным, развернувшийся микрокосм, содержащий в себе все потенции Космоса. Это значит, что жизнь и ч., появившиеся на Земле в результате спонтанного зарождения из предбиологических органических соединений (здесь ученый находится на позициях материализма), неразрывно связаны с косм. процессами, усложнениями материи. Земная жизнь представляет собой качественно новое проявление этой всеобщей тенденции. И хотя неживая материя кажется нам "мертвой", она лишь "пожизненна", в ней имеется потенция стать живой. След., жизнь по своей природе космична, т. к. нить ее таится в самой ткани универсума (Тейяр де Шарден не случайно употребляет термин "универсум"; для него под слоем элементарных частиц, составляющих первичную материю, находится тонкий слой психики). Ч. - скачок в эволюции земной жизни, венец беспрестанного эволюционного движения и вместе с тем некое начало направленной эволюции, стремящейся к точке Омега - планетарному сознанию, духовному "яйцу мира". Вселенная эволюционирует не в пространственном, а в психическом направлении, она осуществляется не в космической экспансии ч., а в пределах нашей планеты. Здесь Тейяр де Шарден обращает внимание на тот парадоксальный факт, что ч. до сих пор не нашел подобающего ему места в структуре мира, которую представляет современная наука. молотя - не рассматривает ч., современные науки о ч. находятся на обочине естествознания. "С чисто позитивистской точки зрения человек - самый таинственный и сбивающий с толку исследователей объект науки. И следует признать, что в своих изображениях универсума наука, действительно, еще не нашла ему места. Физике удалось временно очертить мир атома. Биология сумела навести некоторый порядок в конструкциях жизни. Опираясь на физику и биологию, антропология в свою очередь кое-как объясняет структуру человеческого тела и некоторые механизмы его физиологии. Но полученный при объединении всех этих черт портрет явно не соответствует действительности" (Тейяр де Шарден). Поскольку в ч. концентрируется все, что мы познаем, постольку мы неминуемо придем к науке о ч.: постижение ч. является ключом к раскрытию тайн природы.

Значимость философских размышлений Тейяра де Шардена состоит в том, что он очерчивает Вселенную, в которой специфические человеческие свойства вводятся в качестве нового измерения мира, что он убеждает др. в важности такого типа видения мира, где ч. возвращается соответствующее ему место в структуре Вселенной. И самое интересное заключается в удивительном совпадении популярности его философской А. и возрождении определенных ипостасей А. в физике. Картина Вселенной, в которой ч. практически не существует, является для нас страшно нечел. и не может удовлетворить. Факт редукции ч. к некой аномалии или случайности в истории эволюции Вселенной противоречит самым глубинным чувствам ч. Тейяр де Шарден уловил эту чел. потребность и подготовил своими размышлениями психологическую почву для формулировки антропного космологического принципа. Именно последний дает возможность видения мира и ч. как его существенного элемента. На волне возрождения А. в физике, связанного с гипотезой В.И. Вернадского о космической вечности жизни, появилось множество разнородных формулировок антропного космологического принципа.

Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 1999. С. 11-13.