АНТРОПНЫЙ КОСМОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП -
положение, утверждающее привилегированное место ч. во Вселенной, которое следует из существующей взаимосвязи мировых констант (скорость света, постоянная тяготения и др.); можно сказать, что Вселенная — дом ч. Данный принцип имеет две версии — слабую и сильную.

Сильная версия А.к.п. — положение, согласно которому реальность Вселенной зависит от существования ч., оно постулирует, что биол. Отбор фундаментальных констант определяет специфику и структуру Вселенной, что само возникновение Вселенной в значительной мере детерминировано существованием ч. В своем крайнем виде сильная версия А.к.п. сформулирована крупным амер. физиком Дж. Уилером, который исходит из концепции т. и. соучаствующей Вселенной — ч. не просто наблюдает Вселенную, а придает ей существование. Эту концепцию он иллюстрирует на явлении поляризации фотона, порожденного в самые первые дни существования Вселенной после Большого взрыва, т. е. 10 млрд лет назад. Те или иные свойства фотона, напр. круговая или линейная поляризация, сами но себе, независимо от наблюдателя не существуют, “пока наш наблюдатель непосредственно или опосредованно не обнаружит его. Более того, он является единственным, кто решает, что следует искать — круговую или линейную поляризацию. Его набор полностью определяет различие в утверждениях, которые могут быть сделаны относительно этого фотона. В пределах этих различий имеет смысл утверждение, что наблюдатель здесь и сейчас участвует в образовании ранней Вселенной, хотя это представляет собой обращение обычного хода времени”.

В таком подходе Вселенная представляется своеобразным “самовозбуждающимся контуром”. Она порождает на некотором отрезке времени своего существования наблюдателей-участников, наблюдения которых придают Вселенной осязаемость, называемую нами реальностью: “Перед нами открывается головокружительное зрелище. Не порождают ли каким-то образом миллиарды наблюдений, как попало собранных вместе, гигантскую Вселенную со всеми ее величественными закономерностями?” (Уилер). Т. о., аптропный принцип участия утверждает, что Вселенная создается благодаря совокупности наблюдений всех наблюдателей-участников в прошлом, настоящем и будущем. Ни одно явление не является явлением, пока не станет наблюдаемым явлением. Эта концепция, развиваемая Уилером дальше, приводит к окончательной формулировке антропного принципа. Представление, что Вселенная не только порождает жизнь, но также (когда жизнь уже существует) поддерживает ее в своей неисчерпаемости и в результате сама “развивается” согласно своей воле, приводит к выводу: ч. является не только мерой всех вещей, но также и их творцом. В мировоззренческом плане интерпретация Уилером А.к.п. представляет собой совр. формулировку представления И. Канта о телеологичности мироустройства.

Такую интерпретацию А.к.п. разделяет рос. ученый В.В. Налимов, который расширяет его путем включения идеи об изначальном существовании смыслов. Эти смыслы лежат в основе мироздания и предуготовлены для своего раскрытия через ч.: “Глобальный эволюционизм, задающий... как развитие биосферы, так и ноосферы, оказался возможным потому, что на Земле и в Космосе в целом реализовались совершенно уникальные внешние условия, а в глубинах Мироздания оказались заложенными потенциальные возможности семантической природы, которые в этих условиях могли раскрываться через многообразие живых текстов.. Человек стал выступать перед нами в удивительном единстве со всем Мирозданием. В неотделенности от него. Именно в этом хочется видеть смысл антропного принципа” (Налимов). Здесь смыслы являются самостоятельной реальностью и проявляются неизменно через материю при помощи геометрии Мира. Фактически Налимов возрождает, хотя и в несколько модифицированной форме, концепцию Платона об извечном существовании “идей”, отблеском которых и служит материальный мир. Такой подход предполагает, что “идея”, или “смысл”, выступает в качестве кода, содержащего всю информацию об эволюции Космоса, о возникновении жизни и ч.

Слабая версия А.к.п. В данном случае Вселенная такова, как она дана в наблюдении, поскольку существует ч. Суть слабой версии А.к.п. состоит в следующем: “То, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей” (Б. Картер). И хотя положение ч. не является центральным (как в докоперниковской картине мира), оно в некотором смысле неизбежно оказывается привилегированным. Как обычно, познание, совершив очередной виток, возвращает нас к прежним идеям на новом качественном уровне. Сегодня накопилось достаточно фактов, чтобы вернуть ч. в центр наблюдаемого им мира. Привилегированность положения ч. во Вселенной состоит в том, что: 1) необходимым условием существования ч. служат благоприятные предпосылки (напр., определенный интервал температуры, хим. состав земной атмосферы и др.); 2) существование ч. связано с тем фактом, что Вселенная эволюционирует и обладает локальной пространственной неоднородностью. В этом смысле антропный Принцип вступает в противоречие с космологическим принципом эйнштейновской космологии, согласно которому во Вселенной не существует выделенных мест. Слепое следование космологическому принципу приводит к сомнительному выводу, что положение ч. ничем не выделяется во Вселенной, а это не согласуется с существованием человека как наблюдателя.

Амер. космолог Картер указывает на связь антропного (или антропологического) принципа с такими фундаментальными постоянными, как, напр., константы гравитационного взаимодействия и сильного взаимодействия. Действительно, если исходить из факта деления звезд главной последовательности (диаграмма Герцшпрунга — Рессела в астрономии) на качественно различные голубые гиганты (в которых энергия отводится наружу в основном за счет переноса из- | 11 лучения) и красные карлики (в которых 1 энергия отводится наружу в основном за счет конвекции), то это деление существенно зависит от соотношения значения константы mp2 гравитационного взаимодействия и значения константы е2 электромагнитного взаимодействия и отношения масс me/mp . Данное соотношение имеет вид mpe12(mc/mp)12, где равенство выполняется на пределе. Если значение константы гравитационного взаимодействия ниже, чем критическое, полученное по формуле, то главная последовательность должна состоять целиком из конвективных красных звезд. В противном случае (константа больше критического значения) главная последовательность должна состоять полностью из излучающих голубых звезд. Но более сильное гравитационное взаимодействие несовместимо с образованием планет, а значит, и с существованием человека как наблюдателя. Аналогично обстоит дело и с константой сильного взаимодействия: хорошо известно, что она настолько велика, что на пределе обусловливает связь нуклонов в ядре. В случае ее меньшего значения водород был бы единственным элементом во Вселенной, что также несовместимо с существованием жизни и ч. Из слабой версии А.к.п. следует, что ч. не занимает рядового, типичного места во Вселенной, наоборот, его место вместе с эпохой выделено определенными условиями, сложившимися в нашей Галактике.

Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 1999. С. 9-11.