Дунс Скот (1265-1308)

 

 

Жизнь и творчество Иоанна Дунса Скота

Иоанн Дунс, по прозванию Скот (Шотландец), родился в 1265/1266 г., согласно одной традиции — в городке Дунс, графство Бервик, согласно другой — в местечке Литлдин, неподалеку от города Макстон, графство Роксбро. Его семья была тесно связана с францисканским орденом: дядя Иоанна Илия Дунс был настоятелем монастыря в Дамфрисе, а в 1278 г. занял должность генералвикария Шотландии. Сам Иоанн вступил в орден в возрасте около пятнадцати лет, а 19 марта 1291 г. был рукоположен в священнический сан Линкольнским епископом Оливером Саттоном. Кроме этих двух обстоятельств, мы почти ничего не знаем о раннем периоде жизни Шотландца, но по некоторым косвенным данным можно утверждать, что в период с 1281 по 1292 он учился в нескольких университетах Англии и Шотландии. В 1293 г. Иоанн отправился в Париж, где продолжил обучение у Гонсальва Испанского (в будущем — генерала Францисканского ордена) и некоторых других профессоров. Между 1297 и 1301 г. он преподавал в Кембридже и в Оксфорде. В 1302 г. Иоанн был приглашен для чтения лекций по "Сентенциям" Петра Ломбардского в Парижский университет, но уже годом позже оказался втянут в противостояние между французским королем Филиппом Красивым и Папой Бонифацием VIII, и как сторонник папы подвергся изгнанию. В Париж Иоанн вернулся уже после смерти Бонифация, в 1305 г. Здесь он преподавал до 1307 г., и этот период стал для него временем наибольшей известности в качестве теолога и философа. В конце 1307 г. Иоанн по не вполне ясным причинам был переведен в Кельн, где около года продолжал преподавательскую деятельность, — вплоть до своей внезапной смерти 8 ноября 1308 г.

Иоанн Дунс Скот похоронен во францисканской церкви в Кельне. Его гробница в разное время несла разные эпитафии.
Последняя из них, выгравированная в 1870 году, гласит: Scotia me genuit, Anglia me suscepit, Gallia me docuit, Colonia me tenet (Шотландия меня породила, Англия меня приняла, Галлия меня обучила, Кельн меня хранит). Современники Иоанна удостоили его титула Doctor Subtilis, то есть Тонкого, или Изощренного Доктора, имея в виду необычайную глубину и тонкость его мысли. Позже к этому титулу добавился и другой — Doctor Marianus, — за его непреклонную и последовательную защиту учения о Непорочном Зачатии Девы Марии, ставшего догматом только в 1854 г., и имевшего немного сторонников в Париже начала XIV в.

В 1965 году Католическая Церковь торжественно отметила семисотлетие со дня рождения Иоанна Дунса Скота. К этой дате было приурочено и апостольское послание Папы Павла VI Alma parens — первый официальный документ Святого Престола, в котором была признана значимость философского и теологического учения Дунса Скота. 15 ноября 1980 г. Иоанн Павел II первым из Римских Пап посетил гробницу Дунса Скота в Кельне. 20 марта 1993 г. Иоанн Дунс Скот причислен к лику блаженных.

За свою недолгую жизнь Иоанн Скот написал удивительно много: собрание его сочинений, изданное Лукой Уоддингом в 1639 г., состоит из 12 томов in folio и включает более 20 работ, часть из которых, правда, признана неаутентичной. Сочинения Тонкого Доктора можно условно разделить на четыре основные категории: 1) комментарии к логическим сочинениям Аристотеля (т.н. logicalia, или logica Scoti); 2) комментарии к другим сочинениям Аристотеля; 4) диспуты, дискуссии и отдельные трактаты небольшого объема; 3) Комментарии к "Сентенциям" Петра Ломбардского.

Главным трудом Иоанна Скота, в котором его учение предстает во всей полноте и целостности, является Opus Oxoniense ("Оксфордское сочинение"), именуемое также Ordinatio (т.е. "Упорядочение" — компиляция из записей лекций, отредактированная читавшим их преподавателем), составленное на основе оксфордских лекций Скота по "Сентенциям" теолога XII в. Петра Ломбардского. Следует отметить, что при этом Ordinatio — не просто комментарий и не только "мысли по поводу". Тонкий Доктор высказывает в Opus Oxoniense прежде всего свои собственные суждения, обращается к темам, которые Петром Ломбардским непосредственно не затрагивались, привлекает колоссальный материал как философского, так и теологического характера, полемизирует с множеством оппонентов — от арабских философов до св. Фомы Аквинского и Генриха Гентского. К сожалению, Дунс Скот не успел завершить свой главный труд, поэтому кое-где в тексте Ordinatio (особенно в теологической части) имеются пробелы, некоторые темы только намечены и не разработаны, другие, напротив, несут следы позднейших редакций, осуществленных учениками Скота уже после смерти учителя. В связи с этим современные исследователи привлекают для прояснения сомнительных мест и дополнения незавершенных фрагментов другие сочинения Тонкого Доктора. Работа над изучением наследия великого шотландского теолога и публикацией его сочинений продолжается. С 1950 г. Скотистская Комиссия ведет работу над критическим изданием полного собрания сочинений Дунса Скота; кроме того, только в последнее десятилетие увидело свет несколько новых изданий его отдельных трудов. Достаточно упомянуть двуязычные Questions on Metaphysics of Aristotle by John Duns Scotus (2 vols., N.Y., 19971998) и Four Questions on Mary (N.Y., 2000), вышедшие под редакцией о. А. Уолтера (OFM).

А.В. Апполонов

Возврат:    [начальная страница]   [список авторов]


Все содержание (C) Copyright РХГА