|
Дунс Скот |
|
|
|
Иоанн Дунс, по прозванию Скот (Шотландец), родился в 1265/1266 г., согласно одной традиции — в городке Дунс, графство Бервик, согласно другой — в местечке Литлдин, неподалеку от города Макстон, графство Роксбро. Его семья была тесно связана с францисканским орденом: дядя Иоанна Илия Дунс был настоятелем монастыря в Дамфрисе, а в 1278 г. занял должность генералвикария Шотландии. Сам Иоанн вступил в орден в возрасте около пятнадцати лет, а 19 марта 1291 г. был рукоположен в священнический сан Линкольнским епископом Оливером Саттоном. Кроме этих двух обстоятельств, мы почти ничего не знаем о раннем периоде жизни Шотландца, но по некоторым косвенным данным можно утверждать, что в период с 1281 по 1292 он учился в нескольких университетах Англии и Шотландии. В 1293 г. Иоанн отправился в Париж, где продолжил обучение у Гонсальва Испанского (в будущем — генерала Францисканского ордена) и некоторых других профессоров. Между 1297 и 1301 г. он преподавал в Кембридже и в Оксфорде. В 1302 г. Иоанн был приглашен для чтения лекций по "Сентенциям" Петра Ломбардского в Парижский университет, но уже годом позже оказался втянут в противостояние между французским королем Филиппом Красивым и Папой Бонифацием VIII, и как сторонник папы подвергся изгнанию. В Париж Иоанн вернулся уже после смерти Бонифация, в 1305 г. Здесь он преподавал до 1307 г., и этот период стал для него временем наибольшей известности в качестве теолога и философа. В конце 1307 г. Иоанн по не вполне ясным причинам был переведен в Кельн, где около года продолжал преподавательскую деятельность, — вплоть до своей внезапной смерти 8 ноября 1308 г. Иоанн
Дунс Скот похоронен во францисканской церкви в Кельне. Его гробница
в разное время несла разные эпитафии. В 1965 году Католическая Церковь торжественно отметила семисотлетие со дня рождения Иоанна Дунса Скота. К этой дате было приурочено и апостольское послание Папы Павла VI Alma parens — первый официальный документ Святого Престола, в котором была признана значимость философского и теологического учения Дунса Скота. 15 ноября 1980 г. Иоанн Павел II первым из Римских Пап посетил гробницу Дунса Скота в Кельне. 20 марта 1993 г. Иоанн Дунс Скот причислен к лику блаженных. За свою недолгую жизнь Иоанн Скот написал удивительно много: собрание его сочинений, изданное Лукой Уоддингом в 1639 г., состоит из 12 томов in folio и включает более 20 работ, часть из которых, правда, признана неаутентичной. Сочинения Тонкого Доктора можно условно разделить на четыре основные категории: 1) комментарии к логическим сочинениям Аристотеля (т.н. logicalia, или logica Scoti); 2) комментарии к другим сочинениям Аристотеля; 4) диспуты, дискуссии и отдельные трактаты небольшого объема; 3) Комментарии к "Сентенциям" Петра Ломбардского. Главным трудом Иоанна Скота, в котором его учение предстает во всей полноте и целостности, является Opus Oxoniense ("Оксфордское сочинение"), именуемое также Ordinatio (т.е. "Упорядочение" — компиляция из записей лекций, отредактированная читавшим их преподавателем), составленное на основе оксфордских лекций Скота по "Сентенциям" теолога XII в. Петра Ломбардского. Следует отметить, что при этом Ordinatio — не просто комментарий и не только "мысли по поводу". Тонкий Доктор высказывает в Opus Oxoniense прежде всего свои собственные суждения, обращается к темам, которые Петром Ломбардским непосредственно не затрагивались, привлекает колоссальный материал как философского, так и теологического характера, полемизирует с множеством оппонентов — от арабских философов до св. Фомы Аквинского и Генриха Гентского. К сожалению, Дунс Скот не успел завершить свой главный труд, поэтому кое-где в тексте Ordinatio (особенно в теологической части) имеются пробелы, некоторые темы только намечены и не разработаны, другие, напротив, несут следы позднейших редакций, осуществленных учениками Скота уже после смерти учителя. В связи с этим современные исследователи привлекают для прояснения сомнительных мест и дополнения незавершенных фрагментов другие сочинения Тонкого Доктора. Работа над изучением наследия великого шотландского теолога и публикацией его сочинений продолжается. С 1950 г. Скотистская Комиссия ведет работу над критическим изданием полного собрания сочинений Дунса Скота; кроме того, только в последнее десятилетие увидело свет несколько новых изданий его отдельных трудов. Достаточно упомянуть двуязычные Questions on Metaphysics of Aristotle by John Duns Scotus (2 vols., N.Y., 19971998) и Four Questions on Mary (N.Y., 2000), вышедшие под редакцией о. А. Уолтера (OFM). А.В. Апполонов |
Возврат: [начальная страница] [список авторов]
Все содержание
(C) Copyright РХГА