Симеон Новый Богослов
 

 

СОЧИНЕНИЯ

 

«Если ты будешь низко думать о себе, то напомню тебе, что ты созданный Бог»
(Св. Григорий Богослов, «Слово о человеческой добродетели»)

Преп. Симеон Новый Богослов

 

Состав человека.

Много раз в своих творениях преп. Симеон подчеркивает двучастное строение человека. «Человек двояк из двух: чувственного и умопостигаемого... Познай себя, что ты двояк, и двоякие имеешь очи: чувственные и умные»1258. «Человек создан, состоящим из двух естеств: мысленного и чувственного, души и тела»1259. «Одна воля скоропреходящей плоти, другая Духа, а иная души.Однакоже я не трояк, но двояк, как человек: душа моя неизъяснимо связана с плотью»1260.

Поэтому человек, соединяя в себе противоположные начала, не может не чувствовать боль этой двойственности. «Человек страждет всю свою жизнь, т. к. он есть «рабосвобод», т. е, и свободный и раб»1261. Из всего видимого и мысленного только один человек создан от Бога двояким. У него есть тело, составленное из четырех стихий, чувство и дыхание, и душа мысленная, невещественная, не телесная, соединенная неизреченно и неисследованно срастворенная неслиянно, и сочетанная несмешанно с тем, что есть в теле. И вот что есть человек: животное смертное и бессмертное, видимое и невидимое, чувственное и мысленное, способное видеть творение и познавать мысленное1262.

Эта трагичность в строении человека не должна однако препятствовать высокому назначению его. «Люди рождаются в этот мир, чтобы прославить и благодарить Бога»1263. Цель всякого христианина: угодить Христу, примириться с Богом Отцом и приять Святого Духа1264. «Человек есть животное разумное, зачинающееся так невзрачно, и потом являющееся таким дивным существом, которое мнится быть Богом всего видимого, в силу разумности его отличающей»1265. «Человека, которого Сам Бог сотворил по образу Своему и по подобию, мы называем миром , потому что он украшается , добродетелями и господствует над земными тварями»1266.

Преп. Симеон, верный духу православной аскетики, хотя и признает упомянутую трагическую двойственность ,не забывает однако, что тело не отвержено, что человеческая полнота не состоит в одной душе, что тело не есть что то презренное. Конечно, цель подвига для него есть сочетание Бога, души и тела1267 У него, как у всех высочайших подвижников Православия, - и чем они выше, тем это и яснее, - чувствуется, что тело не враг человека, а сотрудник в его подвигах. Участие тела в аскетических трудах с одной стороны, и такие психо-физические явления, как ощущение теплоты около сердца в молитве, - все это свидетельствует о здравом и трезвом восприятии всей полноты человека. В его аскетизме нет малокровного спиритуализма в отношении к человеческой плоти.

Искупление и прославление.

Не столько глубина падения Адама привлекает к себе внимание автора «Божественных гимнов», сколь созерцание прославленного состояния спасенного человечества. «Сошедши во ад и изведши души оттуда, Спаситель не ввел их опять в тот же рай, из которого они изгнаны, но возвел их на небо небес и, когда возсел одесную Бога и Отца Своего, посадил их вместе с Собою. Подумай же, какою великою честью почтил Он Адама, который был раб Ему по естеству, и сподобился быть отцом Ему по благодатному домостроительству»1268.

Искупление падшего человечества состоит в его обожении. Часто и много говорится об этом. Вот несколько примеров. «Спасение наше состоит именно вот в чем. Явился великий Свет будущего века, на землю сошло Царство Небесное; лучше же сказать, что пришел Царь всех вышних и нижних, захотел уподобиться нам. дабы мы, приобщившись Его, как бы света, явились вторыми светами подобно Первому Свету и, соделавшись причастниками Царства Небесного, были общниками славы Его и вместе наследниками вечных благ...»1269.

«После смерти люди будут богами, подобными Богу по усыновлению»1270. «Никто ни из Ангелов, ни из Архангелов, ни из других чинов никогда не видел ни природы Моей, ни Самого Меня, Творца всецело, каков Я есмь, но они видят один только луч славы и некое излияние Моего света, и обожаются»1271. «Человек бывает по благодати богом в Боге, и по душе и по телу, без слияния и без разделения; и не тело не прелагается в душу, ни душа не изменяется в плоть; и опять: ни Бог не сливается с душею, ни душа не претворяется в Божество... И Бог пребывает, как есть, Бог; и душа опять пребывает так, как есть естество ее; и тело, как создано, персть; и Сам Бог... соединяется с сими двумя без слияния»1272.

Из приведенных выдержек ясно, что обожение понимается двояко. Оно не есть только удел загробного блаженства, а в известной мере оно, «по соответствию», «по аналогии» (согласно псевдо-Дионисию), дается уже здесь на земле совершенным подвижникам. Для этого нужно пройти путь мистического очищения, т. е. аскетического подвига, без которого ничто не дается. В нем важны «и воздыхания, и слезы, и пост, и молитва»1273, но, конечно, это все только необходимые средства а цель «ни пост, ни вериги, ни власяница, а сердце сокрушенное и смиренное; и спасение дается даром, а не ради добрых дел»1274. Мистическое очищение, согласно со всем учением восточных отцов дается не созерцанием Распятого Господа и Его кровоточащих ран, а стяжанием благодати Св. Духа, участием в вечно длящейся в Церкви Пятидесятнице.

«Дух вселится и будет существенно обитать; и просветит и сделает светлым, и всего тебя переплавит, тленное обестленив, и вновь переплавив, говорю, обветшавшую храмину души... и сделает тебя Богом по благодати, подобным Первообразу»1275. Стяжание благодати совершается в таинствах, особливо же в Божественной Евхаристии, где «люди в причащении Св. Тайн делаются сотелесными и единокровными Воплощемуся Господу»1276. Это - причастие света и славы1277. «Причащаясь обоженного тела, как Самого Бога, человек и сам делается Богом через неизреченное соединение»1278.

«Теозис», стало быть, есть состояние и будущего века и возможность его предвкушения в настоящей жизни. Но и в том и другом случае, это есть совершенно реальное обожение, сонаследие со Христом, усыновление Богу; вовсе не как нечто иносказательное и метафорическое, а также не одно только нравственное уподобление Первообразу, а самое реальное, онтологическсе прославление человеческого естества, души и тела. В таинственных созерцаниях это есть проникновение в премирное, в до-бытийственное, и причастие несозданного Света.

На этом мистическом пути встречаются экстатические восторженные состояния умоизступления1279, когда подвижник в уме своем выходит из пределов этой природы и детерминированности этого мира. Но и экстаз не есть цель. Как для псевдо-Дионисия и св. Максима, так я для преп. Симеона , это только этап мистического совершенствования. Цель же - «исихия», совершенное упокоение1280.

Видения им света не вносит ничего нового в мистическую практику; это знали и подвижники VI-VII вв. (псевдо-Дионисий и св. Максим). Уча об исихии, преп. Симеон подготовляет путь для мистиков XIV в., но и в этом только повторяет мысли и опыт раннейших подвижников.

ПРИМЕЧАНИЯ

1258 Гимн 41 русское издание, Серп Пос. 1917, стр. 185; 192.

1259 Слово 6, русское издание, том I, стр. 58; «Деятельные главы», 176;в Добротолюбии, том V, стр. 60.

1260 Гимн 6, стр. 45.

1261 Слово 5, том I, стр. 52.

1262 «Деятельные и богосл. главы», 152. «Добротолюбие», V, 54.

1263 Слово 4, том I, стр. 43 и 45.

1264 «Деят. главы» 102, «Добротолюбие», V, стр. 34.

1265 Слово 39, том I, стр. 297.

1266 Гимн 43, стр. 201.

1267 Слово 83, том II, стр. 385-387.

1268 Слово 66, том II, стр. 149-150.

1269 Гимн 14, стр. 77.

1270 Гимн 20, стр. 93.

1271 Гимн 16, стр. 81.

1272 Слово 83, том II, стр. 386.

1273 Слово. 46, том I, стр. 389.

1274 Слово 58, том II, стр. 66.

1275 Гимн 34, стр. 148.

1276 Слово I, том I, стр. 20; Гимн 49, стр. 226; гимн 58, стр. 260.

1277 Гимн 7, стр. 48.

1278 Гимн I, стр. 21; Гимн 22, стр. 104; Гимн 46, стр. 216.

1279 Гимн 23, стр. 107; Гимн 28, стр. 124; Гимн 32, стр. 138.

1280 Гимн 40, стр. 192; Гимн 22, стр. 106.


Возврат:    [начальная страница]   [список авторов]


Все содержание (C) Copyright РХГА