|
Шелер Макс (1874-1928) |
"СПОР О ФЕНОМЕНОЛОГИИ"
Это замечание Вундта само есть интересный феноменологический пример того, что высказывание может быть истинным, и тем не менее лишенным всякого понимания. В самом деле, многие феноменологические рассуждения — и не только у Гуссерля — формально протекают именно так, как это сформулировал здесь Вундт. Что отсюда следует? Отсюда следует, что феноменологическую книгу следует читать в совершенно другой установке, чем это сделал Вундт, хотя его установка в самом деле необходима при чтении книг, которые сообщают о наблюдениях и описывают то, что наблюдалось, или же стремятся нечто доказать индуктивным или дедуктивным методом. Когда в книге, которая имеет такую цель, содержится лишь нагромождение отрицаний и — как венец всего — тавтология, тогда мы имеем право судить ее даже менее благосклонно, чем Вундт — "Логические исследования": мы должны бросить ее в огонь! Но то, чего не заметил Вундт, — это не больше не меньше, чем сам смысл феноменологического рассуждения. Этот смысл состоит только в следующем: дать читателю (или слушателю) возможность усмотреть нечто, что по своей сущности только и может быть усмотрено, и для усмотрения чего все положения, которые содержатся в книге, все выводы, все возможные предварительные дефиниции, все предварительные описания, все цепочки умозаключений и доказательств в их совокупности выполняют лишь функцию указателя, который свидетельствует о том, что еще нужно усмотреть (Гуссерль) . Но в самой книге оно может никогда и не встретиться — ни в одном из ее суждений, понятий, дефиниций. Тут оно с необходимостью есть X, вокруг которого сосредоточено все, что содержится в книге — и в итоге "тавтология" говорит читателю: теперь смотри, и ты его увидишь! Таков смысл того, что Вундт считает голой "тавтологией". Понятно также и то, что до этого заключительного указания происходит множество отрицаний. Их функция состоит в том, чтобы с помощью последовательного исключения разнообразных комплексов, в которые включен феномен, как и с помощью исключения всех сопутствующих им факторов, со всех сторон отграничить сам феномен, пока не останется ничего, кроме него самого: т.е. самого феномена, чья неопределимость во всех попытках определения впервые предъявляет его как подлинный "феномен". Когда мы имеем дело с позитивно-научной книгой, то уже в ней самой содержится то, что имеет в виду автор, — это и понятно, поскольку здесь предмет никогда не дан сам, но всегда исследуется только как связанный определенными отношениями с другими предметами. В феноменологической книге этого не содержится никогда — причем потому, что все ее положения, понятия и т.д. должны впервые предъявить предмет для усмотрения. Поэтому автор может лишь отграничивать, очищать и опровергать все опрометчивые определения (доказывая то, что они впадают в circulus in definiendo *). И образы, если они и предъявляют себя "как" образы — а не как те "украденные" образы, которые незаметно подменяют собой предмет, — также могут быть использованы здесь, если они взаимно ограничивают друг друга, чтобы достичь цели — усмотрения. Конечно, как следствие своеобразной познавательной цели феноменологического исследования возникает и своеобразная проблема возможности и метода сообщения познанного таким способом; эту проблему нельзя скрывать. Для каждой философии, которая открыто или, как по большей части и бывает, неявно исходит из предпосылки, что темой познания может быть только то, что можно "обсуждать" с помощью однозначных символов, о чем можно "спорить" и т.д., или же для той, которая исходит из предпосылки, что "предмет" — данный звуковой комплекс — имеет то же значение, что и нечто, что может быть "идентифицировано" множеством индивидов с помощью символов, или что "предмет" — это "X", о котором возможны "общезначимые" высказывания, — для такой философии этой проблемы, конечно, вообще не существует. Но зато для этого социального конвенционализма вполне может существовать другая проблема: вопрос о том, исполняется ли в данном смысл речи хотя бы одного из "говорящих" и не является ли обретенный таким образом мир предметов только каким-то совершенно далеким от всякого усмотрения и познания fable convenue *; существует ли вообще — образно выражаясь — какое-либо обеспечение всего этого гигантского вексельного и разговорного бизнеса? Феноменология по принципиальным основаниям отвергает то извращение идеи предмета, когда в качестве критерия определения того, что предмет действительно является предметом, используют "прокрустово ложе" идентифицируемости через символы. Конечно, из сущности предмета следует то, что его можно идентифицировать, — но не наоборот. И еще в меньшей степени верно, что только то является предметом, о чем возможно общезначимое высказывание, или даже так называемая "общезначимая связь представлений". Ведь тогда произвольная беспредметная конвенция ничем не отличается от познания. У философии тоже есть свой особый нравственный пафос. И феноменологическая философия поистине полная противоположность всякой излишне поспешной философии говорения. Здесь меньше говорят, больше молчат и больше видят — видят и те миры, которые, возможно, вообще невыразимы . А что мир существует только для того, чтобы стать обозначенным с помощью однозначных символов, упорядоченным и обговоренным, и что он — "ничто", пока не вошел в речь, все это уж слишком мало соответствует его бытию и его смыслу! Поэтому сущность предмета и бытия, которое может быть и бытием акта, и бытием ценности, и бытием сопротивления, совсем не исключает и того, что один-единственный индивид в одном-единственном акте делает для себя нечто самоданным; она не исключает и того, что определенный предмет может быть дан, таким образом, только одному индивиду. Она не исключает и того, что некое бытие может быть истинным и благим для одного индивида: таким образом, она не исключает даже того, что могут существовать индивидуально-значимые по сути своей истина и усмотрение, которые тем не менее строго объективны и абсолютны. Только субъективистское распадение предмета в идентифицируемость, истины — в "общезначимое высказывание", подлинного усмотрения — в необходимость суждения (сущность которой негативна) исключает все это. Но обсуждение феноменологических проблем не исключено и тогда, когда речь идет об общезначимой истине или о понимании индивидуальнозначимой истины, которое остается возможным, несмотря на свою лишь индивидуальную значимость, хотя на этом исключении часто настаивают противники феноменологии — не для того, чтобы опровергнуть феноменолога, но для того, чтобы заставить его замолчать. Ведь ясно: если усмотренное субъектом А — подлинная сущность, то должно быть возможным усмотрение этого каждым, поскольку оно с сущностной необходимостью присутствует в содержании всякого возможного опыта. Вопрос может состоять лишь в следующем: что, если В, после того, как А сделал попытку указать ему на усмотренное им, все же утверждает, что он этого не усматривает? Тогда это может иметь самые различные основания: А предполагает, что он у-смотрел нечто, в то время как фактически он, например, лишь наблюдал это в себе самом; он заблуждается — в феноменологическом смысле, он предполагает, что имеет усмотрение там, где он его не имеет. Далее, его процедура указания может быть дурной и недостаточной. Может случиться так, что В не понял А. Сам В может "обманываться" в феноменологическом смысле. Так называемого "общего критерия" здесь не существует. По его поводу каждый раз следует принимать особое решение. Безусловно, поскольку речь здесь идет об асимволическом познании, для передачи и разъяснения которого тем не менее должны быть использованы символы, "спор о феноменологии" значительно труднее уладить, чем спор о вещах, которые уже сами определены как простые возможности исполнения символов и конвенций. Он глубже и радикальнее. Смысл употребления символов здесь — принципиально иной, чем в позитивной науке, которая может начинать с более или менее произвольных дефиниций. Но спор о феноменологии не является неразрешимым — даже там, где, как в случае индивидуально-значимых истин, спорить нет никакого смысла и единственно осмысленным методом является понимание того, что нечто является истинным или благим для того, кто утверждает это в качестве такового. |
Возврат: [начальная страница] [список авторов]
Все
содержание (C) Copyright РХГА