|
Исследования
- комментарии - ссылки
В.Ф.
Асмус
Сенека
Люций Анней Сенека
был крупнейшим из стоиков Древнего Рима. Он родился в Испании, в Кордубе
(Кондова), в знатной семье ритора Марка Аннея Сенеки, сначала сам обучался
специальности ритора, но затем — философии, в которой оказался последователем
греческого стоика Посидония. При императоре Нероне Сенека возвысился
до крупных должностей, которые дали ему возможность составить огромное
состояние, удивлявшее его современников. При дворе Нерона он домогался
подарков — деньгами, имениями, садами и дворцами, проповедуя при этом
бедность. Впав в опалу, он просил Нерона взять обратно все эти подарки,
говоря что с него «достаточно его философии» [1, т. 19, с. 311 — 312].
Он покончил самоубийством (65 г. н. э.).
Сенека был плодовитым писателем — не только философом, но и драматургом,
автором 9 трагедий дидактического содержания и одной исторической драмы.
Философское его наследие состоит из философских диалогов, 8 книг «Естественнонаучных
вопросов», 124 писем к Люцилию и трактатов, от которых сохранились отрывки.
490
Философскую славу принесли Сенеке его моралистические сочинения, которые
были во все последующие времена излюбленным чтением поклонников моральной
философии, а их доступная, популярная форма укрепила и поддерживала
эту славу.
Из трех частей стоической философии наименьшее внимание Сенеки привлекает
ее теоретическая часть — логика и теория познания. Сенека постоянно
возражает против чрезмерного увлечения логическими вопросами и тонкостями.
Он оставляет совершенно в стороне вопросы теории «каталептических» представлений,
а в теории познания ограничивается тем, что больше других стоиков останавливается
на доказательстве устойчивости выведенных из опыта общих понятий.
Проблемы морали настолько преобладают у Сенеки, что им он посвящает
значительные части рассуждении в своих «Естественнонаучных вопросах»,
не говоря уже о «Письмах», где моральная дидактика главенствует.
Однако сводить к одной морали содержание философии Сенеки не приходится.
Сенека — настоящий стоик, философ, развивающий в качестве стоика учение
материалистического монизма во всех частях философии. Согласно учению
Сенеки, все телесно. Это значит, что все есть теплое дыхание, или «пневма»,
т. е. огонь. Физика Сенеки — насколько можно у него говорить о самостоятельном
физическом учении — есть физика гераклитовского огня. В своем наиболее
чистом и тонком виде этот огонь пребывает на небе. Опускаясь вниз, огонь
по мере приближения к земле уплотняется. В земле он остывает и окаменевает.
Боги, как и душа человека, телесны. Душа есть истечение высшего огня
и восходит к высшему огню. У мудреца это восхождение совершается сознательно,
в природе — бессознательно. Следуя древним стоикам, Сенека принимает
их учение о периодически повторяющихся воспламенениях мира. Учение Сенеки
о первоогне телеологично и вместе с тем фаталистично.
Четкого разграничения областей бытия у Сенеки не проводится. Для него
совершенно тождественны бог, провидение, судьба, природа. Вечные законы
природы получают осознание в человеке, в нем они становятся его свободной
волей. Мировоззрение Сенеки — настоящий пантеизм, проникнутый мыслью
о гармонии космоса и хаоса, а космос для Сенеки — единый и общий для
491
богов и для людей. Вместе с древними греческими стоиками Сенека наделяет
психической жизнью и обожествляет все небесные светила и все поднебесье.
Ученик Посидония, Сенека усвоил от него ряд учений Средней Стои. Как
и у Посидония, стоицизм Сенеки окрашивается в тона платонизма и в учении
о бытии, и в психологии, и в этике. Таковы в онтологии учения о бестелесном
мировом разуме и о бестелесной душе.
Впрочем, учение Сенеки о душе путанно и противоречиво. С одной стороны,
душа у него вполне телесна и, как у греческих стоиков, есть «пневма»,
весьма тонкое, весьма легкое, но все же материальное теплое дыхание.
С другой же стороны, в ряде мест Сенека говорит о душе как о самотождестве
человеческого духа. В этом последнем смысле душа, согласно утверждению
Сенеки, есть сам покой, сама неизменность. В то же время душа характеризуется
и как область постоянной борьбы, ее жизнь — как область побед и поражений,
а ее задача — как задача освобождения от аффектов и от всякой скверны,
как задача восхождения к богу. Все это оттеняется постоянными жалобами
Сенеки на слабость души и на трудности ее борьбы за освобождение от
материи. В этих противоречиях сходит на нет материализм и материалистический
монизм философии Сенеки, а сам Сенека приближается к тому, каким его
характеризовал Ф. Энгельс, назвавший его «дядей христианства» [1, т.
19, с. 310].
Впервые у Посидония понятие о стоическом мудреце подверглось преобразованию:
на место учения о самоутверждении древнего стоического мудреца было
выдвинуто представление о слабости человека и о его беспомощности: человек
отпал от мирового разума и безуспешно стремится вновь вернуться в исходное
состояние. У Сенеки и здесь противоречие. Мудрец достигает у Сенеки
высочайшего состояния. Истинный мудрец не знает никаких бурь и пребывает
в безмолвии надлунного мира. Но такой мудрец — величайшая редкость.
Как птица Феникс, он появляется один раз в пятьсот лет. По своей природе
человек слаб и вполне беспомощен, погружен в зло и в грех, почти лишен
возможности выйти из своего греховного состояния. Бог Сенеки — отнюдь
не личный Бог Христианского монотеизма, его огненный мировой разум не
имеет ничего общего с христианским представлением о личном Боге. Жизнь
мира и его история
492
представляют собой величавый, гармоничный и целостный круговорот, где.
все его части протекают в согласованности, а все стихии переходят друг
в друга и в котором все возникает из всего.
Сенека не свободен от разительных противоречий и в понимании бога. У
него бог одновременно есть и огонь, иначе говоря — тело, и идея, разум,
творящая сила, любящий отец. За отпадение мира от истины бог устраивает
мировой пожар, в котором мир погибает без остатка; только влага, остающаяся
после мирового пожара, — след мира погибшего и залог возникновения нового,
лучшего мира. Образ воспламенения мира, самосжигающегося, как Геркулес
после подвигов, и таким образом несущего кару за свои грехи и злодейства,
— выразительное у Сенеки изображение судьбы мира и мирового процесса.
Тем не менее эта участь постигает мир не из-за гнева богов. В мире все
происходит, даже землетрясения, согласно законам природы, и даже сам
бог не властен изменить материю.
Наряду с этим натурализмом Сенека учит о том, что жизнь человека определяется
звездами, так что мистическое и мифическое объяснение явлений природы
и человеческой жизни сохраняется у него во всей своей силе: с одной
стороны, в мире невозможны никакие случайности, а с другой — все в мире
от бога, и катастрофы, которые представляются нам случайными, непостижимы
для нас только вследствие нашего незнания. Натурализм, критическое и
даже насмешливое отношение к мифологии совмещаются у Сенеки с их признанием
и даже с философским обоснованием гаданий, вплоть до признания гаданий
по блеску молнии и по внутренностям животных. Юпитер двоится у Сенеки.
Сенека отличает от народного (капитолийского) Юпитера образ Юпитера
для верующего философа; последний представляется в разных обликах ради
демонстрации своих различных, совершенно духовных функций.
Антропология Сенеки противоречива. Согласно его взгляду, природа человека
в основе своей непорочна. Однако эта чистая природа подверглась порче.
В результате тело превратилось в темницу души, в непреодолимые для нее
оковы. Поэтому истинная жизнь души возможна лишь вне тела, а сама душа
— лишь гость тела, узник, заключенный в теле, как в темнице, откуда
493
она освобождается для непорочной, блаженной, безмолвной жизни на небе.
Философ проявляет непоколебимую стойкость при всех случаях угрожающих
ему бедствий и крушений, всегда стремится к добродетели только через
самое добродетель и к избавлению от скорби только через истину. Божество
может быть созерцаемо скорее в диких рощах, чем в храмах, оно является
в бьющих из глубины земли горячих ключах, в глубинах рек и озер.
Сенека считал всех людей равными. Все люди — члены единого мирового
целого, все люди безусловно равны между собой, даже преступники — те
же люди; перед человеком открыты бесконечные пути совершенствования,
так что в результате настойчивого стремления к добру добро непременно
одержит победу над злом. В то же время Сенека презирал рабов, считал
унизительным всякий ремесленный труд в силу его неизбежной утилитарности
и допускал только духовное творчество как единственно свободное.
Он осуждал гнев, призывал к ласке и всепрощению, проповедовал милосердие
и любовь к ближнему. Как стоик, он полагал, что при безнадежной запутанности
в противоречиях жизни философ должен добровольно уходить из нее, и он
на самом себе исполнил эту заповедь, покончив самоубийством, правда,
по приказанию Нерона. Но в этом случае исполнение предписания совпало
с собственным внутренним решением.
В.Ф. Асмус. Античная философия. Глава Х. 3.
|