Сартр
Жан Поль(1905-1980) –
один из наиболее ярких, активных и многосторонних французских мыслителей 20 века,
представитель так называемого атеистического экзистенциализма, писатель, отказавшийся
от Нобелевской премии в 1964 по политическим мотивам,
идейный лидер революции 1968 года. Основной философский трактат Сартра
«Бытие и ничто» вышел в 1943 году, т.е. во время фашистской оккупации Франции,
в сопротивлении против которой Сартр принимал активное участие, был даже арестован
и отправлен в концлагерь под Триером, откуда успешно бежал. Этот труд, являющийся
одним из самых сложных и фундаментальных, писался им более десяти лет и разработка
его основных идей подготавливалась работами 1939 года «Очерк теории эмоций» и
1940 года «Воображаемое.Феноменологическая психология воображения»; в художественной
форме экзистенциальные установки были выражены в романе «Тошнота». Философская
направленность «Бытия и ничто» выражена подзаголовком к нему: «опыт феноменологической
онтологии». Сартр пытается осуществить приложение феноменологических идей Гуссерля,
но в первую очередь Хайдеггера к разработке экзистенциальных подходов, в которых
особо учитывается опыт Декарта и Гегеля. Сартровская феноменологическая онтология
вскрывает взаимосоотнесенность человеческого существования и ничто, которое вскрывается
в взаимосоотнесении трех основных формах: бытие-в-себе, бытие-для-себя. бытие-для-другого.
Центральное место в концепции Сартра уделено проблеме спонтанности как неограниченному
ничем извне в своей свободе самоутверждающего полагания, которое осуществляется
исключительно в ситуации конфликтной, доведенной до предела напряженности. Безосновность
человека популярно показывается в статье «Экзистенциализм – это гуманизм»: человек
не имеет сущности, он есть одно существование, т.е. возможность быть другим. На
эту статью Мартин Хайдеггер, сам не причислявший себя в экзистенциальной философии,
но ценивший Сартра, откликнулся после войны важной статьей «Письмо о гуманизме».
В послевоенный период Сартр основное внимание уделяет общественно-политической
деятельности и художественному творчеству: в 1945 году вышли два тома «Дороги
свободы», роман «Тошнота» пишет драмы «За запертой дверью», «Дьявол и Господь
Бог», «Мухи», повести «Слова», рассказ «Стена» и др. Марксистскую теорию человека
он пытается расширить с позиций экзистенциальной философии и знакомства с реальной
политикой советского руководства(Сартр осудил ввод советских войск в Венгрию в
1956) в первом томе(второго не последовало) в «Критики диалектического разума»(1960),
в которой особое место занимает волюнтаристский индивидуализм. Также он пишет
большие биографические работы о Флобере и Жене. Своим философским, общественно-социальным
и общегуманитарным взглядам Сартр находил поддержку у своей многолетней подруги
Симоны де Бовуар, отношения с которой во многом являлись их воплощением.
Дорофеев Д.Ю.
|