|
Руссо Жан
Жак(1712-1778)-один из ярчайших представителей французского
Просвещения, философ. Писатель, общественный деятель, прямой предшественник
Великой французской революции. Родился в Женеве в семье часовщика и
племянницы протестантского пастора, умершей при родах. В 1728 г.покидает
Женеву и приезжает в герцогство Савойское, городок Аннеси, где живет
в доме госпожи Веран, с которой его связывали личные отношения. В 1740
г. оправляется в Лион, где становится гувернером детей начальника судебных
установлений. Первый парижский этап, 1742-1745, отмечается сближение
Р. с Дидро и Аламбером и участием в работе над Энциклопедией. В 1750
г. получает премию Дижонской Академии, победив в конкурсе работ по теме
"Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов".
Изданный в 1762 г. роман "Эмиль, или о воспитании" за вольнодумство
бы приговорен к сожжению и его автор был вынужден эмигрировать в Англию,
откуда вернулся на родину через пять лет. О подробностях своей жизни
Р. ярко и предельно откровенно рассказывает в "Исповеди" и
в диалоге "Руссо судит Жан Жака".
Для Р. крайне важной как в философском, так и в общественно-социальном
отношении является исследование причин человеческого неравенства. Если
первоначальное естественное состояние человека фундируется равенством,
то именно возникновение частной собственности приводит к разделению
людей в рамках общественных нормативов. Воспитываясь в детстве и юности
в постоянном контакте с природой, Р. призывает к возвращению к природе,
естественному способу существования и несдерживаемому внешними требованиями
проявлению чувств; эти установки в дальнейшем оформись в направление,
известное в литературе под именем сентиментализм. Именно естественная
природа человека, в отличии от искусственно навязанной обществом и культурой(при
этом любопытно, что сам Руссо, отдавая приоритет природе, а не культуре
и, например, считая театр вреднейшим учреждением, писал веселые пьесы,
сочиняя либретто к музыке и опере-он ведь является автором музыкальной
комедии "Деревенский колдун(1752), бывшей очень популярной при
королевском дворе) являет собой изначальную направленность человека
на добродетель. Как раз природа позволяет человеку раскрыть себя максимально
полно и продуктивно, выступая тем самым оптимальной основой человеческих
взаимоотношений, даже если их общественная оценка диаметрально противоположная.
Художественным воплощением такой позиции предстал роман "Юлия,
или Новая Элоиза". Представление о природе как лучшем воспитателе,
наиболее естественно и глубоко пробуждающем человеческие возможности,
выражено в романе "Эмиль, или о воспитании". Простота, естественность.
Природная спонтанность, чувственная эмоциональность, незатушеванная
стихийность не могут не вступать в конфликт с искусственными требованиями
и принуждениями культурно-общественных форм, затушевывающих стремящихся
искоренить и подчинить саму человечность, понимаемую Р. неразрывно от
духа природы. Результатом этого навязанного извне подхода является отход
человека от естественного равноправия и заменой его чуждым человеческой
природе неравенством. Р. говорит об этом в трактате 1754 г., посланным
на второй конкурс Дижонской академии(но не ставшем победителем) "Рассуждение
о происхождении и основаниях неравенства между людьми" и еще более
подробно в "Общественном договоре"(1762). Позиция Р. в вопросах
негативного значения диктатуры социальной власти была активно задействована
лидерами французской революции. Так, например, в 1788 г. Марат читал
"Общественный договор" по открытым небом Парижа, вызывая восторженные
оклики населения, а Робеспьер видел в Р. "гения свободы",
должного более других почитаться сторонниками революции. Если же говорить
о философском влиянии, то нельзя не отметить, что мысли Р. о человеческой
естественности и искусственной насильственности внешних ей установлений
очень продуктивно были использованы Кантом.
Сами социальные проекты носили в значительной степени утопический характер,
так, он призывал к наделению всех людей относительно равной собственностью,
стремясь найти компромисс между свободой человека, предполагающей природное
равенство, и неизбежностью присутствия в современном мире собственности.
В наиболее конкретном виде его мысли на эту тему представлены в форме
"Проекта конституции для Корсики"(1765).
Дорофеев
Д.Ю.
|