Руссо Жан Жак (1712-1778)

 

 

Руссо Жан Жак(1712-1778)-один из ярчайших представителей французского Просвещения, философ. Писатель, общественный деятель, прямой предшественник Великой французской революции. Родился в Женеве в семье часовщика и племянницы протестантского пастора, умершей при родах. В 1728 г.покидает Женеву и приезжает в герцогство Савойское, городок Аннеси, где живет в доме госпожи Веран, с которой его связывали личные отношения. В 1740 г. оправляется в Лион, где становится гувернером детей начальника судебных установлений. Первый парижский этап, 1742-1745, отмечается сближение Р. с Дидро и Аламбером и участием в работе над Энциклопедией. В 1750 г. получает премию Дижонской Академии, победив в конкурсе работ по теме "Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов". Изданный в 1762 г. роман "Эмиль, или о воспитании" за вольнодумство бы приговорен к сожжению и его автор был вынужден эмигрировать в Англию, откуда вернулся на родину через пять лет. О подробностях своей жизни Р. ярко и предельно откровенно рассказывает в "Исповеди" и в диалоге "Руссо судит Жан Жака".
Для Р. крайне важной как в философском, так и в общественно-социальном отношении является исследование причин человеческого неравенства. Если первоначальное естественное состояние человека фундируется равенством, то именно возникновение частной собственности приводит к разделению людей в рамках общественных нормативов. Воспитываясь в детстве и юности в постоянном контакте с природой, Р. призывает к возвращению к природе, естественному способу существования и несдерживаемому внешними требованиями проявлению чувств; эти установки в дальнейшем оформись в направление, известное в литературе под именем сентиментализм. Именно естественная природа человека, в отличии от искусственно навязанной обществом и культурой(при этом любопытно, что сам Руссо, отдавая приоритет природе, а не культуре и, например, считая театр вреднейшим учреждением, писал веселые пьесы, сочиняя либретто к музыке и опере-он ведь является автором музыкальной комедии "Деревенский колдун(1752), бывшей очень популярной при королевском дворе) являет собой изначальную направленность человека на добродетель. Как раз природа позволяет человеку раскрыть себя максимально полно и продуктивно, выступая тем самым оптимальной основой человеческих взаимоотношений, даже если их общественная оценка диаметрально противоположная. Художественным воплощением такой позиции предстал роман "Юлия, или Новая Элоиза". Представление о природе как лучшем воспитателе, наиболее естественно и глубоко пробуждающем человеческие возможности, выражено в романе "Эмиль, или о воспитании". Простота, естественность. Природная спонтанность, чувственная эмоциональность, незатушеванная стихийность не могут не вступать в конфликт с искусственными требованиями и принуждениями культурно-общественных форм, затушевывающих стремящихся искоренить и подчинить саму человечность, понимаемую Р. неразрывно от духа природы. Результатом этого навязанного извне подхода является отход человека от естественного равноправия и заменой его чуждым человеческой природе неравенством. Р. говорит об этом в трактате 1754 г., посланным на второй конкурс Дижонской академии(но не ставшем победителем) "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми" и еще более подробно в "Общественном договоре"(1762). Позиция Р. в вопросах негативного значения диктатуры социальной власти была активно задействована лидерами французской революции. Так, например, в 1788 г. Марат читал "Общественный договор" по открытым небом Парижа, вызывая восторженные оклики населения, а Робеспьер видел в Р. "гения свободы", должного более других почитаться сторонниками революции. Если же говорить о философском влиянии, то нельзя не отметить, что мысли Р. о человеческой естественности и искусственной насильственности внешних ей установлений очень продуктивно были использованы Кантом.
Сами социальные проекты носили в значительной степени утопический характер, так, он призывал к наделению всех людей относительно равной собственностью, стремясь найти компромисс между свободой человека, предполагающей природное равенство, и неизбежностью присутствия в современном мире собственности. В наиболее конкретном виде его мысли на эту тему представлены в форме "Проекта конституции для Корсики"(1765).


Дорофеев Д.Ю.

 

Возврат:    [начальная страница]   [список авторов]


Все содержание (C) Copyright РХГА